ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА ОКРАШИВАЕМЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

Белый ровный потолок, светлые гладкие стены, темные полы — картина строгости и аскетичности, рай для минималиста. А как быть тем, чья душа хочет праздника, праздничных красок и красочных рисун­ков? Наверное, именно для них один неизвестный ма­ляр (а может быть, и не один) придумал декоратив­ную отделку окрашенных поверхностей (чаще всего стен). По желанию стены можно украсить узорами, рисунками, различными фактурами. Причем отделку можно производить как по высохшей поверхности (в большинстве случаев), так и по свежеокрашенной, а можно сначала нанести фактуру, а уже затем окра­сить поверхность.

Начнем, пожалуй, с последнего вида отделки. Если его описание перевести на циркулярный язык, то получится: «декоративная отделка красочного слоя до его нанесения» — на первый взгляд абракадабра, но если вдуматься, то выходит действительно так: мы сначала создаем рельеф фактуры, потом наносим красочный состав, а в итоге отделанным под фактуру получается именно красочный слой. Произвести та­кую отделку не составит труда.

На подготовленную и огрунтованную поверхность стены шпателем наносим тонкий ровный слой мастики (например, одной из тех, на которые крепят керами­ческую плитку при облицовке), на мастику приклеи­ваем полотнище марли, предварительно задекориро­ванное в складки, сжатости и оставляем поверхность на 24 часа до полного твердения мастики. Затем окрашиваем поверхность стены краской или эмалью, нанося их с помощью краскопульта. Помимо марли, для создания фактуры можно использовать песок, мелкую крошку природных материалов, древесные опилки, которые распыляем на стену с мастичным слоем с помощью пылесоса. Поверхность получается в высшей степени эксклюзивная.

Отделывая торцовкой по свеженанесенному кра­сочному составу, можно получить фактуру под «шаг­рень». Техника торцевания проста: по свеженанесен­ному красочному слою торцовкой наносим слабые уда­ры перпендикулярно окрашиваемой поверхности (рис. 62), от чего поверхность приобретает вид апель­синовой корки или шагреневой кожи.

В ходе работы следует следить за тем, чтобы уда­ры ложились строго рядом друг с другом, не остав­ляя пропусков и не перекрываясь.

По мере смачивания щетины торцовки ее насу­хо вытираем чистой ветошью.

Наибольшее количество вариантов декоративной отделки красочного слоя конечно же по сухой кра­сочной поверхности: отделка набрызгом, накатка рисунков валиками, набивка рисунков по трафарету, вытягивание филенок.

В Домашних условиях отделку набрызгом осуще­ствляем вручную, с помощью любой большой кисти и палки. На большую кисть набираем небольшое коли­чество краски, отжимаем излишки, подносим кисть к обрабатываемой поверхности и ударами кисти об пал­ку стряхиваем краску на поверхность стены. Набрызг производим без пропусков, захватывая одинаковое ко­личество краски и нанося кистью по палке удары оди­наковой силы. Стена, на которую наносим набрызг, дол­жна быть заблаговременно окрашена фоновой крас­кой и просушена. Интересная поверхность получается, если набрызг производить через сетку, натянутую на рамку и приставленную к стене. Применяя сетки с ячейками разной величины, меняя угол наклона или поворота рамки с сеткой относительно стены, исполь­зуя краску двух-трех цветов, можно создать весьма оригинальные абстрактные «полотна».

Для накатки рисунков валиками используется спе­циальный валик с двумя плотно прижатыми друг к другу валами. Один из них гладкий, из пористой ре­зины, другой — с выпуклым рисунком. Гладкий рези­новый валик смачиваем в краске, отжимаем излиш­ки, устанавливаем на рабочее место и делаем несколь­ко прокаток по пробной фанерке для равномерного распределения краски.

Когда рисунчатый валик начнет отпечатывать чет­кий полный рисунок, прижимаем его к стене и дела­ем накатку узора. Чтобы узорная полоса получилась ровной, валик при накатке опираем одной стороной на деревянную рейку, укрепленную на стене строго вертикально, используя ее как направляющую. Каждую новую полоску начинаем с одного и того же фраг­мента узора, для чего на рисунчатый валик наносим нулевую риску. Набитый по трафарету, рисунок обыч­но располагают одной полосой, например, по карни­зу или бордюру. Сначала изготовим трафарет: на лист плотного картона, переведем понравившийся нам ри­сунок и вырежем его (не забывая оставлять «мости­ки» для удержания выпадных фрагментов трафарета). Затем трафарет проолифим, высушим и уложим под груз между двух листов фанеры для распрямления.

Работаем трафаретом так: на поверхности стены отбиваем линии-границы для установки трафарета, трафарет приставляем к стене, кисть-ручник смачи­ваем в краске и торцующими ударами (перпендику­лярно окрашиваемой поверхности) набиваем рисунок (рис. 63); наносить краску мазками, а тем более зак­рашивать рисунок не советую, краска может затечь под трафарет. Если рисунок предполагается многоцвет­ный, то на каждый цвет изготавливаем отдельный трафарет. Набивку каждого последующего цвета ри­сунка осуществляем только после того, как высохнет предыдущий.

По линиям стыковки красок разного цвета или разного вида, или окрашенных потолка и стен вытя­гиваем узкую полоску краски (5-20 мм) — филенку. Эта простая деталь не только скроет неровный сты­ковочный шов, но и придаст помещению в целом, а окрашенным поверхностям — в частности ощущение завершенности, законченности. Филенку вытягиваем по линейке, по трафарету либо филеночным вали­ком (рис. 64).

Филенки проводим тонкими филеночными кистя­ми из мягкого волоса клеевыми, масляными красками или сухими красками, разведенными на пиве или квасе (такие краски ложатся на поверхность ровнее). Цвет для филенок подбираем либо в тон фоновым краскам, либо по контрасту с ними.