Дух классики

Подходя к рубежу следующего века и оценивая вари­анты сегодняшних квартир, невольно вспоминаешь о фундаментальных строениях классического прошлого. Скорее всего, это связано с тем, что в бурно меняющийся нестабильный современный век все сильнее притягивает к себе все традиционное, переходящее из поколения в поколение. На Западе связь поколений поддерживается за счет предметного содержания интерьера. Но это не всегда характерно для нас. Иногда для воссоздания ат­мосферы далеких времен можно дополнить интерьер крупными формами, являющимися символами старого доброго прошлого.

Возьмем за основу следующего примера самую, каза­лось бы, бесперспективную квартирку коммунальных времен, для которой характерны следующие элементы: длинный коридор с чередой одинаковых комнат и окна, выходящие обычно на одну сторону.

Прежде всего, надо избавиться от однообразности об­становки, нарушив ось планировки. Если доминирую­щим элементом интерьера сделать проходную комнату, объединяющую гостиную, кухню и столовую, то полу­чится оригинальная композиция с ярко выраженным композиционным и тематическим центром.

Такой вариант всегда чреват некоторыми осложнени­ями. Традиционный подход в оформлении спальни и кабинета делает их отрезанными от санузла. В результате небольшое пространство гостиной как бы отображает ве­личие помещичьих дворцов в скромном пространстве. Преображенное пространство подчиняет все окружаю­щее духу торжественной классичности. Образно говоря, такой эффект достигается за счет размещения крупных форм в малых объемах. Причем нет необходимости втис­кивать классику в неподходящие ей, скромные даже по сегодняшним меркам габариты, но можно переоценить ее творчески, что позволит совместить направления раз­личных эпох и стилей.

Такое своеобразное восприятие классики породило эллиптическую ротонду — индивидуальное творение ав­тора, как бы помещенное в деформированное простран­ство. Классической ротондой подобное сооружение можно назвать весьма условно. Положение колонн относительно друг друга создает некоторое ощущение эллиптической темы, хотя о ротонде в строгом смысле слова говорить трудно. Тем не менее, все горизонтальные срезы инте­рьера укрепляют и усиливают первое впечатление. Это и рисунок паркета, задающий пропорции полуосей, и бар­ная стойка. Кроме этого, на капителях колонн покоится линия балок, лишний раз обозначая форму эллипса, и на самом верху мотив эллипса получает логическое завер­шение.

Основу гостиного интерьера составляет постоянное смещение планов. Монументальное поле классицизма определяют колонны, предназначение которых постоян­но меняется. Так, например, в зависимости от выбранно­го ракурса колонны могут обозначить коридор и обрисо­вать вблизи стен укромные ниши или организовать в центре комнаты священное пространство домашнего оча­га, своего рода «магический эллипс». В центре магичес­кого эллипса стоит традиционный семейный стол — бес­сменный образец семейного уклада жизни, который очень ценится многими хозяевами. В таком своеобразном символическом центре дома заложен большой смысл — это эстетическая и нравственная суть жилища. Все эле­менты обстановки, превращающие гостиную в интерьер со свободной планировкой и подчеркнутой функциональ­ностью, находятся за границей эллипса и применяются лишь в случае необходимости.

Ощущение классического порядка и строгой иерархии возникает лишь мимолетно. На самом деле все детали и элементы интерьера построены на занимательной игре и необычных переменах. Игру можно наблюдать уже в вес­тибюле — тесном помещении, где заниженный потолок и плотные филенчатые двери порождают особую, сгущенную атмосферу. В дальнейшем пространство увеличивается за счет повышения уровня потолка. С размахом используемое вертикальное пространство успешно компенсирует уны­лую прямолинейность коридора.

Создается впечатление, как будто некое неведомое поле пронизывает пространство интерьера, увлекая за собой вглубь помещения.