Фантазии на кубическую тему

Для большей наглядности воспользуемся квартирой, предназначенной для семьи из трех человек. В этом слу­чае назначения основных помещений вполне понятны: гостиная, детская, родительская спальня, столовая и са­нузел, размещенные на достаточно скромной площади. Конечно, здесь можно проанализировать степень удобства данной планировки, местоположение комнат, оправдан­ность наличия лестниц и прочее. Но действительность та­кого интерьера слишком далека от представлений о при­вычном, от того, что понятно большинству, и вряд ли размышления подобного рода помогут оценить его.

Если довериться интуиции и дать волю воображению, то можно получить ряд ассоциативных образов, возника­ющих в связи с квартирой, одним из которых является квартира-тетрис.

Если Вы знакомы с игрой «Тетрис», то наверняка по достоинству оценили замысел автора — множество фигу­рок разнообразной формы и цвета, в отдельности не име­ющие практически ничего общего, при правильном расположении укладываются в ровные продуманные линии. Причем можно проследить своеобразную «эволюцию» игры с момента ее создания до сегодняшних дней. Сегод­няшний «тетрис» стал и интересней, и сложнее, и в некоторых случаях оригинальнее, несмотря на то, что ос­новные принципы игры остались те же.

Принцип игры был перенесен архитекторами и дизай­нерами на интерьер помещения, восприятие которого требует определенного пространственного мышления. Пространство помещения, ограниченное с четырех сто­рон стенами, архитекторы приняли за своеобразную сис­тему координат, в которой размещаются определенные элементы этой системы. По-другому говоря, происходит заполнение некой полости объемными деталями.

Пространство как бы разбивается на кубики, одни из которых являются частями сложных фигур, размещен­ных в общем объеме, а другие просто заполнены возду­хом, как бы вынуты, но это тоже важно для сохранения целостности интерьера.

Наличие множества уступов и ниш придает фигурам затейливость и замысловатость форм, однако это не лиша­ет их строгости, так как авторы точно придерживаются определенной закономерности в расположении отдельных элементов. Чтобы добиться поставленной задачи, авторы преимущественно используют прямые линии и углы для формирования очертаний фигур. Ощущение беспорядоч­ного и свободного размещения объемов в пространстве является лишь иллюзией, так как в действительности все элементы композиции составляют сложную и стройную систему. Метафизически полученная система составлена на основе контрастов. В результате чего предусмотренная и заложенная в проекте авторами функциональность весьма неоднозначна: наряду с подчинением каждого элемента конкретной цели прослеживается его соответствие обще­му строю, целостной системе.

В данном примере практические достоинства комнаты никоим образом не портят красоты многоуровневых объемных фигур. Архитектурный принцип, положенный в основу формирования данного интерьера, заключается в рациональном сочетании эстетических требований с функциональностью помещения. Так, любая из стен, возведенных пространственными фигурами, не является стеной как таковой, поскольку в каждой такой стене предусмотрено наличие всевозможных шкафов. Холо­дильник «спрятан» в колонне на кухне, а нависающий над кухней козырек превращается в полочку гостиной. Главным композиционным центром квартиры является подиум, на который ведут ступеньки из прихожей и столовой. С него открывается широкий обзор — от окна до окна на противоположной стене. Всегда остается воз­можность отгородить, при помощи раздвижных дверей и жалюзи, отдельные помещения, например, детскую хо­зяйскую спальню и так далее. В то же время подиум, оборудованный множеством выдвижных ящиков, а так­же люком, приспособлен для выполнения роли вмести­тельной антресоли, расположенной на полу.

Возможности компьютерного тетриса позволяют ус­ложнять и модифицировать игру. То же самое можно сказать о возможностях рассмотренной планировки, ва­рианты которой можно перебирать бесконечно.