ГОБЕЛЕН

Всматриваясь в традиционные гобеленовые полотна прошлых веков, невольно начинаешь думать о покрыва­ле Пенелопы и занавеси Елены Троянской, на которой, если вспомнить Гомера, были воспроизведены картины битвы троянцев и ахейцев.

Родиной гобеленов по праву считаются древний Еги­пет и Ассирия, а дальнейшее развитие происходило в Греции и Персии и не заканчивается и по сей день.

Весьма условно название «гобелены» употребляется по отношению к декоративным тематическим коврам, выполненным по специальной технологии и отличаю­щимся особым качеством. Подобная техника изготовле­ния всегда предполагает наличие одной основы (большей частью неокрашенный лен) и несколько утков (обычно шерсть, закрывающая нити основы). В зависимости от эпохи и страны, названия подобного рода ковров посто­янно менялись: аррации, обюссоны, вердюры, шпалеры. Лишь с 1662 года, в период возникновения мануфактуры братьев Гобеленов во Франции, в обиход прочно вошло слово «гобелен».

Первоначально гобелен был функциональной частью интерьера (перегородкой, навесом, утеплителем), деко­ративным украшением (настенным ковром, панно), а в отдельных случаях заменял архитектуру (шатры кочев­ников, где тканый ковер заключал в себе и конструк­цию, и мебель, и декор).

В средние века гобелен играл роль переносной фрес­ки. Иногда подобные изделия достигали очень больших размеров. Известен ковер длиной 70 м при высоте 5 м. Это была своеобразная «лента», опоясывавшая во время церковного праздника центральный неф готического со­бора во французском городе Байе. Ковер «Апокалипсис» из Анжера имел общую площадь 720 м2 и принадлежал Людовику X Анжуйскому. Такие огромные размеры ков­ров тех лет объяснялись необычайно просторными сред­невековыми залами.

В дальнейшем гобелены стали значительно «скром­нее» и все в большей степени стали подчиняться архи­тектурным разделениям интерьера. Ими украшали сте­ны гостиных и салонов. В XVIII веке полотна различных размеров стали имитировать живопись. Гобеленовые ма­нуфактуры специальное внимание уделяли различным художественным критериям, таким, например, как мно-гоцветность: уже тогда стало возможным получать до пятнадцати тысяч различных оттенков с помощью варь­ирования семи основных цветов. И все же фактура, плот­ность, матовость и пластичность гобеленов не позволяют им стать полноправными живописными полотнами. Зато подобные качества дают возможность использовать гобе­лен в сочетании с имитированной на стене кирпичной или каменной кладкой, создавая ощущение приятного, теплого цветового поля, не дающего бликов и прекрасно дополняющего композиционное решение. Как правило, местоположение гобеленовых полотен на стенах различ­ных оттенков не сказывается на качестве восприятия. Особенно ярко и насыщенно будет выглядеть гобелено­вый рисунок на гладкой белой стене. При более при­стальном рассмотрении полотна можно различить за­мысловатые узоры и многочисленные переплетения, завораживающие своей кропотливостью и искусностью. А в целом создается картина, составленная из мира по­лутонов, живописных пятен, диковинных птиц, живот­ных и растений.

Очень оригинален интерьер, в котором одна из стен полностью покрыта гобеленом. Подходящий, специально подобранный художественный ансамбль может зрительно «убрать» стену и открыть взору неповторимые художе­ственные горизонты. Фантазии художников могут быть самыми разнообразными: живописные пейзажи, натюр­морты или нечто совсем фантастическое и нереальное.

Комнаты с высоким потолком или мансардные поме­щения лучше оформить гобеленом в виде вымпела или штандарта, прикрепленного к потолочной балке.

Сегодня существует столько разновидностей гобеле­нов, что некоторые из них можно назвать таковыми весьма условно. Иногда за оригинальным внешним видом очень трудно распознать гобеленовую основу. Современ­ные гобеленовые полотна порой представляют собой сложные пространственные структуры. Такие эффекты достигаются за счет применения новых технологий, раз­личных материалов и оригинальных изобразительных фантазий. Кроме того, тканая структура гобелена не все­гда соответствует классической. Например, трудно уз­нать гобелен в подвесном потолке, который выполнен с учетом специальной технологии. Гобеленовые полотна могут прекрасно сочетаться с различными материалами (кожей, металлом, деревом). В результате получается не просто «ковер» на стене, а скорее трансформируемая среда, способная создавать различные неповторимые об­разы и формы.