Инструменты для малярных работ

Качество окрашенной поверхности во многом за­висит от того, какими инструментами вы пользова­лись при окраске. Поэтому вопросу подбора инстру­ментария для малярных работ нужно уделить повы­шенное внимание и подходить к этому вопросу со знанием дела. Итак, начнем знакомство.

Кисти разные нужны, кисти разные важны

Спросите любого первоклашку: «Чем работает маляр?», и вы услышите дружный хор: «Кистью!» Ко­нечно, ведь даже в детских книжках, если речь идет о маляре, нарисован смешной человечек, перепачкан­ный краской, с ведром и охапкой кисточек.

Кисти для малярных работ изготавливают из раз­личных материалов: из полухребтовой и хребтовой щетины свиньи, из конского волоса, барсучьего, бе­личьего и колонкового волоса, искусственных воло­кон; и все они очень разные как по назначению, так и по качеству.

Лучшими жесткими кистями считаются кисти из полухребтовой и хребтовой щетины, так как волоски щетины имеют природное конусообразное строение, позволяющее забирать много красящего состава, меньше его разбрызгивать и получать идеальные ок­рашенные поверхности. Но такие кисти относитель­но дорогостоящи.

Кисти из конского волоса стоят значительно де­шевле, но они очень быстро выходят из строя: ворс сваливается, теряет гибкость, краска с него начинает капать, работа становится весьма затруднительной.

Кисти из синтетических волокон при правильной эксплуатации служат очень долго, но работать таки­ми кистями — сущее наказание: краски такая кисть забирает мало, к тому же она прекрасно стекает на пол, увеличивая непроизводительные затраты. Да и качество окрашенных такими кистями поверхностей оставляет желать лучшего. Но выбирать вам, в соот­ветствии с вашими потребностями и возможностями. А чтобы сделать правильный выбор, вспомните на­родную мудрость:  «Скупой платит дважды».

Мягкая щетина из волоса белки и колонка приме­няется в основном для художественных кистей, а для нужд маляра из них изготавливают тонкие филенча­тые кисти.

Помимо качества щетины и цены, при выборе кистей не нужно выпускать из вида и такой аспект, как назначение кисти, и то, какие поверхности вам предстоит окрашивать. По размеру, форме и назна­чению кисти подразделяются на:

Маховая кисть (рис. 40) — самая большая из всех своих сородичей, точнее, кисть с самой длинной руч­кой (до 2 м). Можно купить готовую кисть в патроне и с ручкой, а можно изготовить самостоятельно. Для этого вам потребуется пучок щетины длиной до 180 мм и весом от 200 до 600 г, ручка-палка длиной 1,7-2 м и 1-1,5 м прочного шпагата. Пучок щетины с одной стороны перевязываем шпагатом, ручку-пал­ку с одной стороны заостряем «под гвоздь» (то есть четырехгранной пирамидой),  смачиваем этот конец олифой и вставляем в центр подвязанной стороны ки­сти на глубину 50-70 мм. Чтобы кистью было удобно работать, а щетина не выпадала, ее следует допол­нительно подвязать: на место соединения кисти и руч­ки-палки одеваем петлю из шпагата с отступом от края 10-20 мм и очень туго обматываем щетину на такую длину, чтобы оставшийся свободный волос не превы­шал 60-80 мм. По мере того как щетина будет сраба­тываться (истираться), обвязку отпускаем на требу­ющееся расстояние.

Чтобы во время работы (особенно при окраши­вании верхних частей помещения) краска не стекала на руки, на ручку-палку одеваем поролоновый валик на расстоянии 30-50 мм ниже кисти. Предназначена маховая кисть для окрашивания больших поверхнос­тей клеевыми и известковыми составами и масляными красками.

Побелочная кисть (рис. 41) и макловица (рис. 42) — универсальные кисти — ими можно окрашивать прак­тически любые поверхности (потолки, стены, полы). Довольно большие по размеру (ширина побелочной кисти — 200 мм, макловицы — до 170 см и к тому же большой толщины) — эти кисти очень производитель­ны, а окрашенные ими поверхности имеют высокое качество и не требуют флейцевания (сглаживания).

Ручник (рис. 43) — небольшая круглая кисточка с короткой ручкой. Диаметр ручников от 30 до 50 мм. Ворс такой кисти изготавливают из чистой полухреб­товой щетины, что дает гладкую окрашенную повер­хность. Предназначена кисть-ручник для окрашивания и грунтования небольших поверхностей и узких мест различными лакокрасочными материалами.

Флейц (рис. 44) — плоская кисть-лопаточка ши­риной до 100 мм. Основное назначение флейца — об­работка свежеокрашенной поверхности, точнее — уничтожение следов от маховой кисти или ручника. Кроме того, флейцы удобны как самостоятельные ки­сти для окрашивания любыми видами лакокрасочных материалов.

Филеночные кисти {рис. 45) — круглые кисточки маленького диаметра (от 6 до 18 мм). Это скорее ин­струмент для отделки окрашенных поверхностей: вытягивания филенок, доводки трафаретных рисунков, окрашивания тех мест, куда не проходят другие кис­ти. Изготавливаются такие кисти из мягкого барсучь­его волоса или волоса белки и колонка.

Торцовка (рис. 46) — это, пожалуй, единственный вид кистей, где приветствуется использование синте­тической щетины, так как назначение торцовки — не окрашивание, а обработка свежеокрашенных поверх­ностей клеевыми и масляными красками с целью со­здания шероховато-матовой фактуры «шагрень».

Потолочная кисть (рис. 47) — вообще-то, в пото­лочную можно переделать любую кисть (от побелоч-ной до филеночной). Для этого достаточно одеть на ручку кисти пластиковый резервуар, в который бу­дет собираться стекающая с кисти краска.

Для того чтобы кисти хорошо справлялись со своим назначением и служили как можно больше вре­мени, за ними нужно правильно ухаживать:

—    новые или давно не используемые кисти на­кануне проведения окрасочных работ следует промыть горячей водой с мылом, удалив при этом пыль и сло­манные волоски, отжать и просушить в подвешенном состоянии щетиной вниз;

—    перед началом работ кисть следует размочить в воде до размягчения и набухания щетины, этим мы убиваем сразу двух зайцев: поверхность из-под такой кисти выходит более гладкая и ровноокрашенная, а набухшая щетина меньше выпадает; после размочки кисти отжимаем, а при использовании масляных кра­сок, эмалей и лаков — просушиваем.

Затем кисть следует разработать: набрать неболь­шое количество красящего состава и поработать ею на шероховатой поверхности (грубой штукатурке, бетоне, кирпиче), пока щетина не приобретет ровный конусообразный факел;

—    в процессе окрашивания круглые кисти сле­дует периодически вращать в руке, чтобы щетина и волос по всей окружности истирались равномерно;

—    нажимать на кисть во время работы следует с такой силой, чтобы обеспечить равномерное вти­рание краски в поверхность, но не переусердствуй­те: при сильном нажиме щетина и волос истираются гораздо быстрее;

—    при кратковременном перерыве в работе ки­сти можно держать в краске, которой производилось окрашивание, или в различных растворах: при ис­пользовании клеевых, известковых и казеиновых со­ставов — в воде; при использовании масляных кра­сок — в воде, керосине, скипидаре или олифе; при использовании эмалей и лаков — в растворителе, под­ходящем для конкретного лакокрасочного материа­ла. Глубоко погружать кисти не стоит, лишь на дли­ну щетины, и при этом щетина не должна касаться днища, для чего кисти не ставят в сосуд, а подве­шивают над ним. Да, кисти с деревянными ручками долго хранить в воде не рекомендуется, так как дре­весина набухает, клей размокает, что способствует выпадению волоса и щетины. На особом положении во время кратковременных перерывов находятся тор­цовки и флейцы: их промываем и вешаем щетиной вниз для просушки;

—    перед длительным перерывом в работе кисти следует тщательно промыть (от клеевых, известко­вых и казеиновых составов — водой, желательно го­рячей; от масляных красок — керосином или скипи­даром, от эмалей и лаков — растворителем, подходящим для конкретного типа лакокрасочных материа­лов), хорошо отжать и повесить сушить щетиной вниз; — хранить просушенные кисти следует заверну­тыми в пергамент и в сухом месте.

Валики

Вы посмотрели на потолок, на стены, на полы, перевели взгляд на кисть и... почесали затылок. Да, размерчики не соизмеримы, попробуй тут кисточкой помахать (пусть даже и самой большой) — рука отва­лится. И вот здесь на помощь может прийти валик, производительность у которого гораздо выше, чем у кисти. К тому же и ассортимент у валиков достаточ­но обширный, как говорится: «Выбирай на вкус».

Во-первых, ВП — валик с поролоновой насадкой {рис. 48) — предназначен для окрашивания поверхно­стей водно-клеевыми составами. Для масляных кра­сок, эмалей и лаков такой валик не подойдет, так как растворители, входящие в их состав, разъедают по­ролон и на окрашенной поверхности будут оставаться кусочки этого материала.

Во-вторых, ВМ — валик с меховой насадкой (рис. 49) — он, напротив, предназначен только для масляных красок, эмалей и лаков и противопоказан в случае применения известьсодержащих составов.

В-третьих, ВМУ — валик с поролоновой насад­кой угловой (рис. 50) — здесь название говорит само за себя: такие валики предназначены для окрашива­ния углов лакокрасочными материалами.

В-четвертых, валик филенчатый (рис. 51) — этим валиком очень удобно наносить филенки: не нужно вырезать трафареты или мастерить специальную ли­нейку.

В-пятых, валик-ножницы (рис. 52) — благодаря своей хитрой конструкции незаменим при окрашива­нии труб, стоек ограждений балконов, балясин лест­ничных ограждений.

Валики можно купить в хозяйственном магазине или изготовить самостоятельно.

Если вы все-таки отправились в магазин, то при­купите в комплект к валикам ванночку с отжимной решеткой (рис. 53).

Валики, как и кисти, требуют к себе внимания и правильного ухода:

—    при кратковременном перерыве в работе ра­бочую поверхность валика завернем в ветошь, смо­ченную в воде — при использовании клеевых, извес­тковых или казеиновых составов; или в керосине и скипидаре — при использовании масляных красок; или в растворителе — при использовании эмалей и лаков. Для меньшего испарения влаги завернутый валик хо­рошо положить в пластиковый пакет;

—    после завершения работ с валиком его тща­тельно промываем, отжимаем и сушим;

—    храним валики аккуратно завернутыми в пер­гамент и в сухом месте.

Краскопульт

Еще более производительный инструментарий для окрашивания поверхностей — краскопульт.

Существуют две разновидности краскопультов: на­сосный (рис. 54) — он предназначен для работы с из­вестковыми и клеевыми красящими составами; и ком­прессорный краскопульт-пистолет — такой нужен для окрашивания лакокрасочными материалами.

Рис. 53. Ванночка с отжимной решеткой.

Чаще всего краскопульты используются для по­белки потолков или окраски их водоэмульсионными красками.

Для нанесения краскопультом лакокрасочных ма­териалов нужна достаточная сноровка, к тому же и компрессор не всегда может быть под рукой, а при­обретать его в личное пользование для бытовых по­требностей — удовольствие не из дешевых.

Рис. 54. Насосный ручной краскопульт: 1 — резервуар для окра­шивающего состава; 2 — ручной насос; 3 — удочка с форсункой.

Заменить краскопульт в домашних условиях мо­жет обыкновенный бытовой пылесос: в комплект оте­чественных пылесосов обязательно входит крышка-пульверизатор, а у самого пылесоса помимо всасы­вающего имеется также и напорное отверстие.

После каждого использования краскопульта резер­вуар промываем водой, керосином или растворителем (в зависимости от применяемого красящего состава), а для очищения удочки и форсунки — прокачиваем че­рез них небольшое количество очищающего раствора.

Инструменты и оснастка для   подготоки поверхностей

Несомненно, кисти, валики и краскопульты — главные инструменты маляра. Но не забывайте: преж­де чем сесть за стол — нужно помыть руки, что в переводе на язык маляра значит: прежде чем при­ступить к окрашиванию — нужно подготовить поверхности. А для этого тоже нужен различный инструментарий.

Металлические щетки предназначены для уда­ления старой отшелушивающейся краски: жесткие — с бетонных и металлических поверхностей, средней жесткости — с деревянных и оштукатуренных повер­хностей.

Щетинные щетки нужны для очищения поверх­ностей от пыли. Жесткость щетины в данном случае большой роли не играет, она может быть жесткой, средней жесткости и мягкой.

Стамеска и молоток необходимы для вырубки суч­ков и «засмолов» на новых деревянных поверхностях.

Зубило пригодится для вырубки смоляных и мас­ляных пятен с оштукатуренной поверхности.

Скребки служат для удаления размягченной ста­рой краски и старого побелочного слоя.

Шпатели со стальным полотном и с резиновым полотном предназначены для шпатлевания поверхно­стей под окрашивание: нанесения и разравнивания шпатлевочных составов. Шпателем со стальным по­лотном можно также удалять размягченную старую краску.

Пемза, лещадь (кусок кирпича из белой глины или песчаника) и шлифовальная шкурка (разной зернис­тости) i— скорее не инструменты, а вспомогательный инвентарь для шлифования поверхностей в процессе подготовительных работ.

Пемзу перед использованием следует «притереть» о какую-либо шероховатую поверхность, чтобы по­лучить ровную рабочую плоскость. Чтобы шлифоваль­ной шкуркой было удобнее работать, для нее можно заготовить специальный держатель или просто обер­нуть ею деревянный брусок.

Иногда отделка поверхностей их окраской не за­канчивается и предполагает последующую обработку: накатку различных рисунков, вытягивание филенок, нанесение рисунков по трафарету. Если вам предсто­ит выполнять эти операции, то к ним также следует подготовиться загодя.

Для накатки рисунков пользуемся специальными двойными валиками, плотно прижатыми друг к другу. Один вал — гладкий, из пористой резины, другой — с рельефным рисунком, из мягкой резины.

Для вытягивания филенок помимо филеночной кисточки нам потребуется «слоеная» линейка, состоя­щая из двух полотен, либо трафарет из тонкого кар­тона. Картон нужен также для изготовления трафа­ретов для набивки рисунка.

Пожалуй, это и есть полный набор инструмен­тов и приспособлений, потребность в которых может возникнуть в процессе малярных работ.