Интерьер стен и потолка

Теперь, когда пройдены основные этапы строитель­ства и закончены последние штрихи наружных работ (двери и окна)*, можно поговорить о внутренней отделке Вашего жилища. Можно сказать, что отделка дома из­нутри является одним из способов самовыражения заст­ройщика. Одни предпочитают сохранить в неприкосно­венности бревенчатые стены, создающие стиль «русская изба», другие обшивают их вагонкой, третьи покрывают краской либо штукатуркой. Каждый обустраивает свое жилье в соответствии со своими потребностями и запро­сами. Очень часто по внутреннему оформлению дома можно судить о характере хозяина и его привычках. По­мимо вышесказанного, оформление и обустройство дома, конечно, зависит от того, каким материалом для отделки располагает застройщик.

Остановимся на наиболее доступных для всех штука­турных работах.

Прежде всего следует определить стиль и цветовую гамму Вашего «очага». Подберите материал с учетом но­вейших разработок в области ремонтных работ. Если Вы взялись за ремонт и отделку помещения самостоятельно, подойдите к данному вопросу крайне основательно и доб­росовестно, ибо Ваше отношение к своему дому, а, следо­вательно, и к жизненным устоям, должно быть фунда­ментальным.

Выбирая материалы для оформления жилого дома, стоит продумать, каким будет предполагаемый интерьер: для сформировавшегося, законченного интерьера подхо­дят долговечные материалы, в то время как в постоянно меняющемся пространстве для жилья хороши такие, ко­торые можно с легкостью заменить. Не последнее значе­ние при оформлении жилища имеют параметры комнаты и качество освещения. Не следует тут же разрушать или возводить стены, если Вам не понравилась предыдущая планировка — лучше еще раз все тщательно продумать. Основное правило, которого следует придерживаться, отделывая помещение, — все поверхности должны быть идеально ровными.

Подготовка различных оснований

Чтобы штукатурка легла равномерно и, главное, прочно держалась на поверхности стены, необходимо предварительно подготовить основание под штукатурку. Прежде всего, поверхность стены очищают от -цыли и грязи: пыль сметают веником, а грязь убирают при по­мощи шпателя или скребка. Если имеются наплывы зат­вердевшего раствора, то их необходимо счистить скреб­ками, а более прочные образования срубают зубилом. Некоторые сильно загрязненные места могут быть очи­щены путем вырубки и насечки. Для уничтожения би­тумных и жировых пятен применяют растворитель. Можно пользоваться любым антисептическим препара­том, а также ацетоном, бензином, керосином и так да­лее.

Помимо существующих неровностей, на поверхности может встретиться другая крайность: идеально гладкая, ровная поверхность — это необходимо исправить, так как нанесенный на нее штукатурный слой практически не будет держаться. Чтобы увеличить площадь соприка­сающихся сторон, производят насечку поверхности. За счет этого поверхность стены становится более неровной и шероховатой.

Если на обрабатываемой поверхности есть щели или глубокие отверстия, то при нанесении штукатурного слоя эти места потребуют значительного утолщения на­мета. Лучше всего на подобных участках набить гвозди и затем оплести их проволокой.

В зависимости от вида материала, из которого изго­товлена поверхность, предназначенная для штукатурки, определяется порядок и способы ее обработки. Рассмот­рим различные виды поверхностей.

Для обработки деревянных поверхностей необходимо предварительно подготовить деревянные рейки или дранку. Ее подбирают толщиной 3—5 мм, шириной 20— 30 мм и длиной 1000—2500 мм. Следует избегать избы­точного количества воды при обработке деревянных по­верхностей. Чрезмерное смачивание древесины влагой из штукатурного раствора может привести к коробле­нию, гниению и другим нежелательным последствиям. Поэтому деревянные поверхности очищаются ветошью, после чего на них наносят слой изоляционного материа­ла — толя или пергамина — и набивают дранку.

Для очистки кирпичных поверхностей применяют ме­таллические щетки. Если имеются выступающие места, то их необходимо убрать и затем расчистить швы. В зак­лючение на кирпичах делается насечка. Если кладка вы­полнена заподлицо, то дополнительные швы вырубают не менее чем на один сантиметр в глубину. Поверхность так­же очищают металлической щеткой, влажной губкой. Перед тем как приступить непосредственно к штукатурке кирпичной стены, ее обязательно смачивают водой.

При оштукатуривании металлических поверхностей значительно улучшаются эксплуатационные характеристики металла. Например, его огнестойкость. Есть свои тонкости работы с металлическими конструкциями, о которых нельзя забывать при выполнении штукатурных работ.

Чтобы наносить штукатурку на металлические повер­хности, их предварительно необходимо очистить и обра­ботать антисептиком. Желательно убрать с поверхности все жирные пятна. Металлическую конструкцию реко­мендуется обтянуть металлической сеткой с помощью вязальной проволоки. При помощи крючков или скоб можно произвести крепление к граням балок. Штукатур­ный слой, нанесенный таким образом, будет крепко дер­жаться на металлической сетке.

Нанесение штукатурки

Штукатурный раствор может наноситься на поверх­ность двумя способами: набрасыванием и намазыванием. Намазывание раствора толстыми или тонкими слоями выполняют соколом, лопаткой, полутерком и совком. Набрасывание раствора производят лопаткой с сокола, соколом и ковшом непосредственно из емкости, где заме­шивался раствор. На обрабатываемую поверхность, как правило, наносится раствор в несколько слоев.

В случае, когда стена предназначена для покраски или наклейки обоев на тонкой основе, необходимо на последний слой штукатурки ровным слоем нанести ра­створ алебастра. После такой обработки поверхность сте­ны будет более ровной и гладкой, что позволит оформить ее декоративными материалами наиболее качественно и эффективно.

Теперь Вы имеете ровные оштукатуренные, но не окончательно оформленные стены и «голые» потолки. Следующим этапом работы станет нанесение на стены и потолки различного рода покрытий, которые можно раз­делить на пять основных групп: водные или клеевые, водоэмульсионные, масляные, эмалевые и лаки, обой­ные и из разнообразных синтетических пленок.

Для правильного использования необходимо точно знать основу и состав используемых красок. Существует общепринятая маркировка, которая помогает ориентиро­ваться в разнообразных видах красок.

Краски производятся на основе различных олиф или поливинилацетатной эмульсии, а эмали и лаки — на ос­нове синтетических смол. Входящее в состав краски вя­жущее составляющее обозначаются индексом из двух букв, стоящих рядом с названием краски: МА — расти­тельное масло или олифа, ГФ — глифталевые лаки, ПФ — пентафталевые, НЦ — нитрат целлюлозы, КО — кремнийорганические лаки, ФА — масляно-фенольные лаки, МЧ — мочевиноформальдегидные смолы, МЛ — меламиноалкидные смолы, ПВА — на основе поливини-лацетата, ВС — на основе сополимеров винилацетата, ПВС — на основе поливинилового спирта, АК — на акри­ловых смолах, УР — на основе полиуретанов, МС — на меламиностирольных смолах, АУ — на алкидно-урета-новых смолах. Следующее за названием цифровое обо­значение указывает на назначение краски. Цифры 1 и 5 показывают, что краска пригодна для наружных и внут­ренних работ, цифра 2 — только для внутренних, 0 — грунтовки, 00 — шпатлевки.

Для некоторых видов красок применяются одни и те же растворители, разбавители, грунтовки и шпатлевки. Такие краски вполне совместимы между собой. К приме­ру, краски на олифах (МА), глифталевых (ГФ), пентаф-талевых (ПФ) и масляно-фенольных (ФА) лаках можно смешивать в различных пропорциях. Ими можно кра­сить любые конструкции, в результате получается сплош­ная, красивая, непористая пленка. Эта непористость пре­пятствует воздухообмену. То есть такая краска не используется при покраске помещения, в котором стены и потолки должны «дышать». Чтобы сохранить воздухо­проницаемость поверхности, лучше всего воспользовать­ся клеевыми красками. Однако главный недостаток кле­евых красок заключается в том, что с ними сложнее работать.

Промышленность выпускает краски для внутренних и наружных работ, причем эксплуатационные характе­ристики этих красок различны. Краски для наружных работ должны быть сориентированы на устойчивое про­тиводействие солнечным лучам, колебаниям температу­ры, влаге, дождю. Таким образом, диапазон возможнос­тей подобных красок значительно шире, чем у красок для внутренних работ. Это означает, что краски для на­ружных работ применимы для покрытий внутри поме­щений, в то время как краски для внутренних работ не­пригодны вне помещений.

Бетонные, оштукатуренные, металлические и дере­вянные поверхности можно покрывать красками и эма­лями на синтетических связующих и олифах, подобно масляным краскам.

Современные покрытия

Не секрет, что назначение помещения определяющим образом влияет на выбор цвета и стиля оформлений. Полностью оформленное помещение в идеале должно представлять собой законченную художественную ком­позицию. Покрытия стен определяют главный цветовой фон помещения, на котором находящиеся в помещении предметы (мебель, ковры, шторы) должны каким-то об­разом выделяться, и в то же время вся обстановка в це­лом представляет собой определенную цветовую компо­зицию.

Краски, эмали и лаки наряду с функциями декора­тивно-художественного оформления выполняют ряд функций по защите стен, потолков, деревянных, метал­лических и других конструкций от попадания грязи и всякого рода неблагоприятных внешних воздействий. Своевременное нанесение подобного рода покрытий пре­дупреждает разрушение стен и возникновение испорчен­ных участков на них.

Современные покрытия наносятся на различного рода материалы: бетон, кирпич, штукатурку, стекло, метал­лы. В то же время краски и покрытия на основе полиме­ров просты в употреблении, быстро сохнут, водонепрони­цаемы, они продаются в виде порошков и разводятся водой. Продаются также краски и в обычных металли­ческих банках. Чтобы получить требуемый цвет, в белый основной цвет добавляется колер по специальной техно­логии.

Известно, что окружающий цветовой фон оказывает сильное воздействие на эмоциональное состояние челове­ка и на его настроение. Это обстоятельство необходимо учитывать прежде, чем выбрать для стен и потолка тот или иной цвет. Следует подбирать цветовые сочетания, вызывающие хорошие положительные эмоции, и напро­тив, избегать «кричащих», раздражающих тонов.

При окраске следует учесть освещенность комнаты, так как дефицит естественного света способен изменять оттенки основных цветов.

Так, например, при недостаточной освещенности зе­леный, голубой, синий и фиолетовый цвета выглядят гораздо темнее, а красный, оранжевый и желтый, на­оборот, меняются на более светлые. Для хорошо осве­щенной комнаты подойдут самые разнообразные сочета­ния цветов. Но если помещение длительно освещается электрическим светом, то стены рекомендуется окраши­вать в более светлые тона.

С помощью краски и специальных технических при­емов можно получать необыкновенно интересные деко­ративно-оформительские решения: покрыть стены одним цветом с различными вариантами разнообразных оттен­ков, создавая различные полоски, оформить рисунок «под мозаику», роспись по трафарету.

Сегодня на рынке присутствуют специальные покры­тия, позволяющие получать поверхности разной факту­ры. Очень удобно заказать фреску-обманку, имеющуюся в продаже, а также можно с помощью текстурной краски сделать простое изображение «под фреску».

Dado area, фриз, бордюр

Стену можно поделить на верхний и нижний уровень и обозначить границу нижнего уровня специальной планкой или бордюром, а границу верхнего — карнизом, фризом или бордюром. При таком делении возникает строгий графический рисунок стены. Для dado area (при­мерно один метр от пола) используют дерево, влагостойкие стеклообои или виниловые обои. Иногда просто 1фа-сят эту поверхность. Бордюр или фриз позволяет зри­тельно изменить пропорции помещения, уменьшить или увеличить высоту потолка, что для квартир современ­ных построек особо актуально.

Инструменты, используемые для малярных работ

Основными инструментами, используемыми для вы­полнения малярной отделки, являются скребок, шпа­тель, ручники.

Для очистки поверхностей (прежде всего от клеевых и известковых составов) применяется скребок, представ­ляющий собой стальную полоску с заостренным или заг­нутым лезвием.

Когда необходимо очистить старую краску, замазку, а также нанести и разровнять шпаклевку, лучше восполь­зоваться шпателем, который изготавливается из упругой стальной пластины, обычно треугольной формы, наса­женной на деревянную или пластмассовую ручку. Опти­мальная ширина лезвия десять-двенадцать сантиметров. Для окраски полов, стен и других легко окрашиваемых поверхностей применяется ручник — небольшая кисть с короткой круглой или граненой ручкой.

После окончания покраски кисть рекомендуется про­сушить, причем лучше всего это сделать, не искривляя щетины кисти. Этого легко добиться, если при сушке кисть подвесить.

В зависимости от сложности окрашиваемого участка можно подобрать необходимую высоту щетины ручника. Для этого ее завязывают бечевкой, начиная от металли­ческого или пластмассового кольца, или обоймы, причем натяжение бечевки с каждым витком уменьшают. Чтобы выполнить подвязывание кисти, следует из конца бечев­ки сделать петлю, которую придерживают пальцем. Кисть вращают и тем самым наматывают на нее натяну­тый шнур от пластмассового кольца вдоль щетины и за­канчивают эту обмотку примерно на половине длины щетины. Конец бечевки продевают в петлю, которую затягивают с помощью конца. Оба конца скручивают, на другой стороне кисти продевают под обмотку и завязыва­ют. После этого обрезают лишние концы бечевки. Для удобства покраски оконных переплетов, радиаторов и других предметов сложной конфигурации используется ручник с длиной оставшейся щетины, равной примерно пяти сантиметрам.

Клеевые и силикатные составы

Клеевые краски более всего подходят для покрытия потолков и верхних участков стен, так как после нанесе­ния подобного рода покрытия поверхность отличается пористостью. За счет лучшего воздухообмена влага, об­разовавшаяся в стене или потолке, быстро испаряется. Еще одно преимущество клеевой краски заключается в том, что она мало подвержена действию щелочей.

Казалось бы, имея такие преимущества, клеевая краска должна быть лидером среди подобных покрытий. Однако это не совсем так. При нанесении покрытий на основе клеевых красок теряются художественно-декора­тивные качества. Очень часто приготовленная краска при высыхании дает другой оттенок. При покраске это следует учесть.

При излишнем содержании в краске пигмента или мела окрашенная поверхность пачкается при соприкос­новении с ней. Если произошла передозировка клеевого вяжущего составляющего, то на поверхности часто появ­ляются пятна. Чтобы избежать подобных неприятнос­тей, необходимо четко соблюдать дозировку вяжущего и пигмента.

Чаще всего клеевыми красками обрабатываются кир­пичные, бетонные и оштукатуренные поверхности. Так как на влажных поверхностях клеевой тип краски быст­ро сходит с окрашенной поверхности, быстро смазывает­ся, кроме того, влажный клей способствует развитию различных бактерий и грибков, а это, в свою очередь, приводит к образованию плесени, поэтому клеевые крас­ки рекомендуется применять для помещений с сухими поверхностями.

Влажных помещений «не боятся» силикатные крас­ки, так как действие водяных паров не разрушает их. Получающаяся в результате окраски поверхность имеет мелкие поры, благодаря которым пары воды свободно циркулируют. При высыхании краски на окрашенной поверхности образуется прочная пленка, мало подвер­женная истиранию. Кроме того, поверхность, подвергаю­щаяся воздействию силикатной краски, в значительной мере очищается за счет дезинфицирующего состава крас­ки. Краска хорошо ложится на кирпичные, бетонные, оштукатуренные поверхности.

Техника накатывания краски на поверхность основа­ния дает название методу окончательного оформления поверхности. Стены чаще всего окрашивают методом на­ката.

При окрашивании стен методом наката применяются поролоновые валики, с помощью которых на стену нано­сят краску необходимого колера. Окраску производят в два слоя, после чего покрытию дают просохнуть. Далее используется валик с резиновым гофрированным покры­тием, посредством которого наносят узор из краски более светлого или темного оттенка. Узор накатывают на по­верхность сверху вниз, не отклоняясь от строго верти­кального положения и обращая пристальное внимание на соединение смежных проходов валика. В противном случае, рисунок получится слишком грубым.

На сегодняшний день выпускаются специальные мас­ляные краски на основе натуральной олифы для метал­лических конструкций, применяемые при выполнении наружных работ. Кроме этого, для окрашивания метал­лических поверхностей применяют синтетические крас­ки для наружных работ. Подойдет также масляная эмаль для внутренней окраски с получением глянцевых слоев.

Прежде чем наносить краску, следует предварительно подготовить окрашиваемую поверхность, а именно — очистить. На наружных металлических конструкциях поверхность очищается только на тех участках, которые предполагается окрасить в течение дря.

Очень важно, чтобы на поверхности не оставалось сле­дов ржавчины. Ржавчину необходимо удалить даже из самых малодоступных мест. Делается это при помощи металлической щетки, скребка, наждачной бумаги или с помощью химических веществ. Помимо ржавчины, по­верхность необходимо очистить от маслянистых пятен, пыли и грязи.

Обойные работы. Виды обоев. Наклейка

Еще одним способом оформления поверхностей явля­ется оклейка обоями. Среди огромного разнообразия обо­ев, представленных сегодня на рынке отделочных мате­риалов, можно выделить, пожалуй, пять основных видов: шикарные, красочные, строгие, оригинальные и так называемые «новые технологии», являющие собой новаторский подход в вопросе отделки помещений.

Шикарные — это обои «под золото» и «серебро» . Что­бы придать комнате наибольшую торжественность и максимально обогатить интерьер, обои с золотым или серебряным тиснением можно отделать велюровым узо­ром. Превзойти такие обои по «шикарности» может, по­жалуй, только драпировка из золотого шитья.

Многообразно расписанные обои можно отнести к раз­ряду красочных, название говорит само за себя. Что может быть лучшим украшением детской комнаты, чем сюжеты с популярными героями любимых сказок и мультфильмов. Необычный дизайн и « веселые» цвета подобного рода обоев придают помещению яркость и «детскую непринужден­ность». Большинство красочных обоев являются моющи­мися, так как имеют виниловое покрытие.

Следующий тип — строгие. Украшением любого по­мещения всегда станут строгие обои. Как в спальне, так и в деловом «дорогом» офисе они создадут впечатление солидности. Выдержанные, как правило, в пастельных бледных тонах или белого цвета с чуть заметным рельеф­ным орнаментом, они никогда не раздражают глаз брос­костью расцветки, оберегая своей спокойной строгостью. Это может быть однотонное полотно или поле с верти­кальным повторяющимся узором.

Оригинальные — по-другому не назовешь обои, по­крытые перламутром, серебряными или золотыми блест­ками, вспененные, а также шелкографию. Использова­ние стеклообоев позволит вам значительно утеплить комнату, так как стеклотканевый материал является ве­ликолепным теплоизолятором. Существуют обои, обла­дающие возможностью создавать стереоскопические эф­фекты. Кроме того, сам хозяин может стать творцом узора на стенах — достаточно купить специальные гоф­рированные белоснежные полотна и нанести на них водо­эмульсионной краской рисунок. Имея водонепроницае­мую структуру, они послужат хорошим и прочным украшением вашего интерьера.

Что такое новые технологии? Как это ни странно зву­чит, но обои бывают даже жидкими. Подобный тип обоев представляет собой порошок, разводящийся водой и под­крашиваемый колорантом. С помощью распылителя этот состав наносится на стену.

Обои подобного рода имеют водоустойчивую структу­ру и поддаются неоднократной водяной обработке, что никак не отражается на внешнем облике стен. Хорошая устойчивость к внешним воздействиям позволяет сохра­нять цветовую гамму в первозданном виде весьма дли­тельное время.

Подбирая обои с рисунком, нужно помнить основные правила цвета и пространства: крупный рисунок плохо смотрится в небольшой комнате с низким потолком; тон­кая вертикальная полоска увеличит высоту комнаты, а широкая и яркая поперечная полоска придаст комнате эффект пространства.

Ткани

Достаточно распространенным материалом в оформ­лении стен являются ткани. С давних времен человек приспособил для этой цели безопасные для здоровья и в то же время красивейшие материалы: шелк, атлас, пар­чу, сукно, ковры и гобелены. Современные технологии позволили выпускать обои и качественно иного уровня: вискозные обои различных текстур и рисунков, атласные обои, фетровые обои, позволяющие легко и изыскан­но драпировать стены.

Такое давнее и весьма полезное «изобретение» челове­ка, как обычный ковер, бесспорно, поможет Вам внести в привычный интерьер новые штрихи и, кроме того, ог­радит от лишнего шума. Любое рабочее место, украшен­ное подобного рода украшением, станет теплее и уютнее.

Вернемся к вопросу оклейки поверхностей обоями. Очень существенно то, что обои не закупоривают стены, утепляют помещение, позволяют выбрать различную цветовую гамму-и рисунок. Их без особого труда можно отреставрировать, а некоторые виды предназначены и для мытья. Обои являются относительно дешевым мате­риалом для отделки стен по сравнению с некоторыми видами окраски, а трудоемкость и продолжительность отделки помещения в большинстве случаев значительно меньше.

По эксплуатационным признакам можно выделить три группы обоев: обычные, влагостойкие и моющиеся, а в зависимости от местоположения — стеновые и пото­лочные.

По плотности используемой бумаги обычные обои можно разделить на простые, средней плотности и плот­ные. По типу нанесенного рисунка обои можно скомпо­новать в четыре группы: негрунтованные, грунтованные, фоновые, тисненые. У негрунтованного типа обоев рису­нок печатается непосредственно на белой или цветной бумаге. Если бумага предварительно окрашивается и за­тем наносится рисунок, то имеем грунтованный тип. Фоновые обои не имеют рисунка, но покрыты однотон­ной матовой краской, а тисненые — обои с рельефно вы­ступающими рисунками.

Водостойкие, или моющиеся, обои, синтетические пленки могут представлять собой три разновидности: синтетическое покрытие на бумажной или на тканевой основе и безосновная синтетическая (обычно поливинил-хлоридная) пленка.

Преимущество влагостойких обоев перед обычными очевидно — все виды подобных обоев выдерживают частое мытье теплой водой с мылом и отличаются устойчи­востью к истиранию. Ими рекомендуется отделывать кухни и санузлы, детские помещения и больницы. Вла­гостойкие обои выпускаются: 1) печатные, изготовляе­мые на красках с добавлением полимеров; 2) печатные с защитной пленкой с лицевой стороны обоев, образован­ной полимерными эмульсиями или лаками; 3) с нанесе­нием тонкой цветной полимерной пленки на бумажную основу с последующим тиснением; 4) в виде безосновной полимерной непрозрачной пленки с печатным рисунком.

В помещениях, где необходима повышенная звукоизо­ляция, теплоизоляция, воздухонепроницаемость, исполь­зуются звукопоглощающие обои на бумажной основе с ворсовой лицевой поверхностью, из отходов текстильного производства, за счет чего имеют большую толщину по сравнению с обычными.

Часто, производя отделочные работы, используют синтетические рулонные материалы на основе поливи-нилхлоридной пленки. Пленки выпускаются с гладкой или тисненой поверхности, с печатным рисунком или без него, с одно- или многоцветной фактурой лицевой повер­хностью; пленка может имитировать самые разнооб­разные отделочные материалы. Как правило, это матери­ал, имеющий бумажную основу, однако встречаются безосновные, на тканевой и пористой звукопоглощаю­щей основе.

Главное, что объединяет все пленочные покрытия — это их состав из поливинилхлорида, пластификаторов, пигментов и различных добавок, но без клеевого слоя. Пленки предназначены для предварительно подготов­ленных внутренних поверхностей стен жилых и обще­ственных зданий, дверей и других деталей интерьеров. Среди разнообразия пленок на бумажной подоснове са­мым распространенным видом является рулонный мате­риал типа искусственной кожи — девилон. Часто встре­чаются такие материалы, как полиплен — рулонный материал с заданным рельефным рисунком с последую­щей термообработкой, изопрен — двухслойный рулон­ный материал,и пеноплен.

Из всех промышленных пленок только пеноплен на основе пенообразователей имеет толщину 0,8—4,6 мм. Все остальные виды пленок выпускаются в рулонах тол­щиной 0,2—0,6 мм, длиной обычно 15 м и шириной 45— 160 см.

Заранее нужно позаботиться о том, чтобы во время наклейки были правильно оформлены места расположе­ния электроарматуры. Напомним, что предварительно электроэнергию следует отключить. После чего крышки выключателей и розеток снимаются. На обоях, в местах, предназначенных для выключателей и розеток, прореза­ются отверстия, но диаметром чуть меньше. Затем на­кладываются и закрепляются крышки.

Прежде чем приступать непосредственно к наклейке, размеченные обои необходимо обрезать по одной из кро­мок и уложить друг на друга декоративной стороной к полу. Помимо этого следует позаботиться о том, чтобы рисунки соседних полос совпадали и чтобы обои распола­гались по их четкой вертикальности. Для этого сначала размечают положение первого полотнища. По верху сте­ны на расстоянии, равном ширине полотнища (с учетом уже обрезанной кромки), делают отметку, прикладыва­ют к ней шнур с отвесом, натертый мелом, и обозначают на стене линию отвеса. Так как передняя кромка прихо­дится на откос окна, который не всегда бывает верти­кальным, то при разметке вертикальности обозначают заднюю вертикальную кромку полотнища, а не пере­днюю.

Далее с помощью меховой кисти или мягкой щетки с ручкой наносят клей на обратную сторону обоев и, сложив намазанный клеем кусок обоев пополам, откладывают в сторону на восемь-десять минут. Это делается для того, чтобы дать обоям немного просохнуть и пропитаться кле­ем. Параллельно готовят следующее полотно и, пока оно сохнет, производят наклейку первого полотнища. Про­цесс наклейки, выполняемый подобным образом, прохо­дит весьма оперативно. Во время работы следует обращать внимание на точное совпадение рисунка обоев.

Выдержанное первое полотнище разворачивают и прикладывают к стене верхней частью по сделанной мет­ке. Заднюю кромку полотнища прикладывают вдоль всей отбитой полосы, прижимают по этой отбитой ли­нии, затем все полотнище разглаживают тряпкой от это­го края к противоположному. Вертикальность наклеива­емых полотнищ необходимо постоянно контролировать с помощью отвеса. Каждое следующее полотно обоев при­кладывается сверху и натягивается вниз по кромке со­седнего полотнища, а затем разглаживается тряпкой от середины к краям.

Обратим Ваше внимание на правильную оклейку уг­лов: последнее полотнище до угла стены отрезают такой ширины, чтобы оно закрывало оставшуюся часть незак­леенной стены и примерно на три сантиметра заходило за угол. Соседнее полотнище удобнее клеить встык, од­нако допустима небольшая нахлестка.

Обычно для оклеивания стен моющимися обоями ис­пользуются казеиновый клей, кумароновая и канифоль­ная мастики. Моющиеся обои с полимерным покрытием (изопрен, пеноплен, полиплен, девилон) лучше всего приклеивать к стенам поливинилацетатной дисперсией.

Безосновные пленки из поливинилхлорида хорошо приклеиваются к основанию при помощи дисперсион­ных клеев. Если используется пленка с поливинилхло-ридным покрытием на тканевой основе, например тек-стоплен, то берут казеиновый клей и казеиново-эмуль-сионную мастику.

Технология оклейки стен водостойкими обоями и пленками мало чем отличается от описанной выше тех­ники оклейки обычными обоями. Первоначально с по­верхности удаляются следы пыли и грязи, после чего проводится обработка олифой, шпаклевка, шлифовка пемзой и шкуркой и в заключение опять олифят. Подоб­но обоям, пленку необходимо заранее подготовить, а именно: обрезать кромку, разрезать на куски необходи­мой длины. Чтобы разрезанные листы обоев полностью разгладились, их выдерживают в горизонтальном поло­жении, уложив друг на друга декоративной стороной вниз. Пользуясь поролоновым валиком, наносят клей на поверхность стен и тыльную сторону пленки, причем об­ратную сторону пленки промазывают дважды. Чтобы при оклеивании стен на поверхность не выступал избыток клея, рекомендуется при нанесении клея на обратную сто­рону пленки отступать от кромки примерно шесть санти­метров, оставляя непромазанную клеем полоску. Обрабо­танную клеем пленку положено оставить как минимум на пятнадцать минут. Дальнейшее оклеивание происходит аналогично работе с бумажными обоями.

Обобщив вышесказанное, отметим, что порядок и тех­нология работы с водостойкими и обычными обоями сво­дится к следующему: во-первых, подготовка поверхнос­ти к отделке, причем при оклеивании пленкой данный этап работы необходимо выполнять особенно тщательно, так как тонкая пленка точно передает все дефекты по­верхности; далее — подготовка обоев и клеящих соста­вов; и последнее — наклеивание обоев на поверхность.

Оклейка поверхностей самоклеящимися пленками

Самоклеящиеся обои представляют собой трехслойный материал, состоящий из полйвинилхлоридной пленки с тонким слоем «живого» клея и антиадгезионной подлож­ки на обратной стороне с готовым рисунком и тиснением на лицевой стороне. Подложка предназначена для защи­ты пленки и клея при перевозке и складировании.

Декоративная самоклеящаяся пленка долговечна и гигиенична. Ее можно мыть, но без применения щелоч­ных и кислотных растворов. Благодаря этим качествам подобные пленки очень удобны для оформления интерье­ра общественных и административных зданий. Кроме того, они с успехом используются для оклейки сантехка-бин, кухонь, коридоров, дверей, всевозможных встроен­ных шкафов.

Перед началом работы следует позаботиться о том, что­бы на стене по отвесу были отбиты вертикальные и разме­чены параллельные полу линии положения полотнищ.

Подготовленные полотнища, предназначенные для ок­лейки данного помещения, должны быть одной партии, цвета и фактуры. Приступив к работе, с первого полот­нища убирают защитный слой бумаги длиной примерно десять сантиметров и клейкой стороной временно зак­репляют у потолка. Очень аккуратно с закрепленной на­верху пленки сдирают книзу антиадгезионную подлож­ку, чуть-чуть не доходя до самого низа полотнища, наверху полотнище отрывают, выверяют его по верти­кальной отбитой мелом линии и основательно фиксиру­ют у потолка. Затем все полотнище приклеивают, при­жимая его к поверхности стены рукой или мягкой тканью. Приклеивание осуществляют постепенно, сверху вниз и от центра к кромкам. Разгладив по центру участок пленки, равный примерно пятнадцати сантимет­рам, таким же образом в направлении сверху вниз на­клеивают участки с обеих сторон от него.

Полотнища накладывают друг на друга с напуском в один сантиметр. Причем кромка наклеиваемого полот­нища должна быть обращена в сторону окна, чтобы шов не давал тени, иначе стык будет заметен. В местах сты­ковки полотнищ не должно быть перекосов, морщин и складок.

После этого разглаживают следующий участок, рав­ный 15 см, и подобным образом оформляется вся поверх­ность. Если на приклеенных участках выступили пузырь­ки и образовались перекосы, то полотнище отдирают и наклеивают заново, одновременно прижимая пленку мяг­кой тканью или щеткой. В заключение, разглаживают оклеенную поверхность сухой светлой тряпкой.

Как мы уже говорили, залог успеха при оклеивании подобного рода покрытий — идеально гладкое основа­ние. Поэтому любые неровности, шероховатости и дру­гие дефекты поверхности необходимо убрать. Если Вы хотите оклеить пленкой дверь, покрытую масляной краской, то такую поверхность придется зачистить шкуркой, сглаживая при этом все неровности, и начисто протереть влажной тряпкой. Затем вся поверхность ос­новательно покрывается тонким слоем олифы и оставля­ется до полного высыхания олифы. Закончив подготовку двери, можно приступать к наклеиванию пленки. Желательно следить, чтобы стык каждого полотнища прихо­дился на нижнюю кромку двери.

Особенности оклейки деревянных поверхностей

Оклейка обоями деревянных поверхностей обычно со­провождается высыханием или набуханием деревянных конструкций, в результате чего происходит деформация основания. Чтобы этого избежать, поверхности предва­рительно обивают тканью. Ткань смачивается водой, после чего закрепляется гвоздями у потолка, натягива­ется и прибивается у пола. После высыхания ткань дает усадку, натягивается и на нее можно наклеивать обои. Образуя относительно свободную прослойку между по­верхностью стены и обоями, ткань будет гасить возмож­ные деформации.

Как обычно, предварительно обои необходимо акку­ратно обрезать. Плинтусы устанавливаются в последнюю очередь, после завершения наклейки обоев. Места обра­зования щелей между стеной и плинтусом шпаклюются. Свежеоштукатуренную поверхность оклеивать обоями нельзя, так как имеющаяся в штукатурке щелочная фаза быстро выступит в виде пятен. Только после полно­го высыхания штукатурки на полученную основу накле­ивают обои.

Вполне вероятно, что Вам потребуется при помощи обоев оформить потолки в прихожей, гостиной. Если за­ранее предусмотрена отделка потолка обоями, начинать работу по оклейке помещения нужно с потолков. Для удобства выполнения оклейки понадобится стремянка. Если ее нет, то можно воспользоваться столом.

При оклейке обоями потолков лучше всего подобрать светлые обои с едва заметным рисунком. Лучше всего, чтобы рисунок при состыковке не требовал подбора по­лотнищ. Во избежание пробелов, клей на потолок и при­мыкающие стены лучше всего наносить валиком.

Наклеивать обои рекомендуется полосами от окна к противоположной стене. Каждое полотнище должно пре­вышать длину потолка на десять сантиметров — это будут напуски с двух сторон на примыкающие стены. В этом случае на наружной и противоположной ей стене заранее следует приклеить обрезки обоев шириной 10—15 см, из них 10 см на стене, остальное — на примыкающем учас­тке потолка. Затем приклеивается первое полотнище. Порядок наклейки следующий: полотнище прижимается в верхней части одной стены, наводится на потолок, раз­равнивается по всей длине, заглаживается угол противо­положной стены, остаток полотнища разравнивается по стене. Второе полотнище наклеивают внахлестку на нео-брезанную кромку ранее приклеенного. И так далее.

Если Вы используете несколько видов обоев, то мож­но расположить их полосами. Подобная технология по­зволяет наклеивать на потолок клеенку с заранее выб­ранным рисунком.

Весьма интересна идея оклейки потолка различного рода тканями. В этом случае клеем покрывается лишь поверхность потолка. После того как потолок слегка под­сохнет, к нему прикладывается ткань. В противном слу­чае клей может проступить сквозь ткань. Тесьмой в тон или контрастной можно закрыть швы между полосами.

Облицовка. Назначение облицовки. Поверхности под облицовку

Одним из видов декоративной отделки поверхностей является облицовка. Это достаточно прочный и надеж­ный вид оформления поверхностей. Она надежно защи­щает конструкции от воздействия окружающей среды и легко очищается от загрязнений. Используя многообразие различного рода материалов, можно получить оригиналь­ные мозаики и другие интересные композиции. Благодаря своим разнообразным эксплуатационным характеристи­кам облицовка используется весьма широко как в жи­лых помещениях, так и в административно-управленчес­ких зданиях. В квартирах при облицовке ванн, санузлов и кухонь используются керамические, стеклянные и по-листирольные плитки, которые надежно защищают ос­новные конструкции от воздействия влаги, агрессивных жидкостей и газов. Кроме того, при применении подоб­ного рода плиток улучшается санитарно-гигиеническое состояние помещений. Для отделки зданий администра­тивного и культурно-бытового назначения более прием­лемы другие виды облицовочного материала, а именно: пластики, облицовочная фанера, древесностружечные и другие изделия. Как правило, для отделки жилых зда­ний подобного рода облицовка не используется.

В целом облицовка поверхности происходит в не­сколько этапов: подготовка поверхности к облицовке; подготовка облицовочных материалов; приготовление растворов, мастик, клеев; облицовка поверхности и зак­лючительное оформление лицевой стороны облицовочно­го покрытия.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных эта­пов работы.

Чтобы новая поверхность после облицовки выглядела качественно, предварительно необходимо позаботиться о том, чтобы поверхность, предназначенная для облицов­ки, была строго вертикальной, а также хорошо очищен­ной, жесткой и ровной. Ранее нанесенная краска должна быть снята полностью. В зависимости от способа крепле­ния плиток — на цементном растворе или клеящих мас­тиках — подготовка поверхности к облицовке проводит­ся по-разному.

Если крепление плитки намечено проводить на цемент­ном растворе и предыдущим основанием были оштука­туренная поверхность, кирпичная кладка или гладкая бетонная поверхность, то их дополнительно насекают и очищают. Выбоины, неровности, отклонение от вертикали облицовываемой поверхности глубиной менее полутора сантиметров предварительно выравнивают раствором без заглаживания и затирки. В случае больших отклонений цементный раствор наносится по жестко закрепленным металлическим сеткам с ячейками 1x1 или 1,5x1,5 см. Подобная сетка применяется при облицовке бетонных, каменных, деревянных стен и перегородок.

Прежде чем выполнять облицовку на мастиках и кле­ях, поверхности очищают и грунтуют составом, приготов­ленным на основе вяжущего, входящего в состав мастики или клея. Для крепления плиток считаются пригодными предварительно оштукатуренные ровные бетонные по­крытия, неровности на которых не больше трех милли­метров.

Гипсовые материалы сильно впитывают влагу из ра­створов, что может привести к заметному уменьшению прочности сцепления плиток. Поэтому поверхности стен и перегородок из подобных материалов рекомендуется облицовывать на мастиках. Нормой считается величина отклонения облицовываемой поверхности от вертикали не больше 3 мм на 1 м высоты. Если отклонения облицо­вываемых поверхностей не превышают норму, то с по­верхности убирают пыль, грязь, жирные пятна, потеки раствора и промывают водой.

Перед тем как приступать непосредственно к облицов­ке подготовленной поверхности ее смачивают водой.

Может случиться так, что под опавшими плитками ос­нование испорчено или в нем появились трещины. В этом случае основание снимают до кладки, выбивают швы, на увлажненную поверхность кладки набрасывают жидкий цементный раствор, и, после того как раствор достаточно затвердел, основание под новую плитку готово.

Если в покрытии одна из плиток треснула, то ее луч­ше удалить. Для этого применяют небольшое острое зу­било. Начинать откалывать плитку необходимо от сере­дины к краям. Если Вы убираете плитку с тонкой перегородки, то это надо выполнять очень аккуратно, так как от сильных толчков могут отвалиться соседние плитки.

Прежде чем говорить о разновидностях облицовочных плиток, рассмотрим всевозможные элементы оконча­тельно оформленного облицовочного покрытия.

Плинтусом считается нижний ряд фасонных плиток, обозначающий переход от пола к стене.

Цоколь — часть плоской облицовки, находящаяся между плинтусом и главной облицовкой. Цоколь оформ­ляется не всегда. Однако выполняется, как правило, в один ряд. Для цоколя характерно частичное выпадение из общей плоскости или выделение цветом. Интересным дальновидным решением является использование более объемной и прочной плитки на данном участке стены, так как рассматриваемый участок более всего подверга­ется механическим воздействиям.

Основная облицовка — главное покрытие поверхности.

Находящийся сразу над основной облицовкой фриз отличается либо цветовой гаммой, либо рисунком.

Самая верхняя часть облицовки поверхности — кар­низ, составленный из фигурных или плоских плиток с закругленной верхней гранью.

Фасонные или рядовые плитки образуют внешние и внутренние углы.

При выполнении облицовочных работ данный перечень элементов облицовки постоянно варьируется. Не всегда об­лицовка производится с выполнением цоколя, фриза или карниза. Плинтус можно устанавливать из подогнанных по высоте обрезков плиток основной цветовой гаммы. Эти обрезки могут устанавливаться вертикально на утолщен­ном слое раствора или наклонно, под углом 45° к поверхно­сти пола. Углы могут решаться, когда в одной плоскости плитки доходят заподлицо с углом стены, а крайние плит­ки перпендикулярной стены упираются в ранее установ­ленные плитки примыкающей стены.

Среди многообразия облицовочного материала самым распространенным является плитка, причем в любых ее вариантах.

Пожалуй, главное достоинство плитки заключается в том, что она не боится влаги и перепада температуры. Этот материал как будто специально создан для облицов­ки стен ванной и кухни, бассейна и веранды, террасы, патио. Подобный материал обладает неограниченными возможностями для творческого поиска. Неординарные способы выкладывания плитки, мозаики, панно, глази­рованные керамические рельефы создадут вокруг ориги­нальную обстановку.

Сегодня встречается огромное разнообразие любых видов плиток с различными узорами и фактурой. Совре­менные технологии позволяют выпускать разновидности плиток, позволяющих имитировать камень, дерево, кир­пичную кладку и т.д. Исторические сюжеты, украшающие плитку, возвращают нас в таинственные далекие от нас события.

Сегодня есть возможность выбора различных видов плиток в зависимости от предназначения оформляемого помещения. Наиболее распространенными плитками для облицовки являются: поливинилхлоридные, стеклян­ные, керамические и другие.

Поливинилхлоридные плитки

Изготовляют из аморфного поливинилхлорида с добав­лением порошкообразного наполнителя в виде древесной муки или талька, пластификатора и наполнителя. Они выпускаются размерами 15x15, 20x20 и 30x30 см и тол­щиной 1—2 мм, различных цветов и рисунков. Подоб­ные плитки мало подвержены воздействию различных химических соединений и отличаются водонепроницае­мостью.

Стеклянные плитки

Изготовляют из отходов стеклопроизводства по анало­гичной технологии с применением различных добавок. Обычно это плитки белого, голубого, синего, бежевого и зеленого цветов, с многообразной гаммой оттенков. По размерам эти плитки совпадают с поливинилхлоридны-ми, за исключением толщины, равной 8 мм. Лицевая сторона либо матовая, либо блестящая. На обратной сто­роне имеются рифы высотой в два миллиметра. Стеклян­ные плитки проигрывают по внешнеэстетическому виду керамической плитке. Однако их отличает повышенная твердость, прочность и водонепроницаемость.

Облицовку стеклянными плитками можно считать достаточно экономичным способом облицовки. В этом можно легко убедиться, сравни» облицовку стеклянной плиткой с облицовкой, к примеру, керамической плит­кой. Работать, используя стеклянные плитки, значи­тельно легче, так как размер их, как правило, превыша­ет размер глазурованных плиток.

Для плиток больших размеров в стену предваритель­но устанавливаются деревянные пробки, при помощи которых плитка крепится к стене шурупами. Вообще, не стоит проводить облицовку стеклянными плитками в местах, подвергающихся воздействию высоких темпера­тур или солнечных лучей. Если же выполняется обли­цовка стены, расположенной рядом с отопительными приборами, то лучше ее сделать из плиток меньших раз­меров. За счет этого появляется возможность деформа­ции облицовки под воздействием высоких температур.

Если возникла необходимость сверления плитки, то под сверло лучше закапать скипидар или керосин.

Аналогично поступают при резании стеклянных пли­ток: плитки укладывают на ровную поверхность, а место резки смачивают скипидаром или керосином. Углы при резании чуть закругляют для того, чтобы предохранить плитку от потрескивания.

Если требуется обеспечить полную водонепроницае­мость покрытия, облицованного стеклянной плиткой, то ее крепят к поверхности на полимерцементных растворах.

Для крепления плиток больших размеров (30x15 см) лучше использовать пластический клей, нежели цемент­ный или смешанный раствор. Обусловлено это тем, что пластический клей позволяет стеклу расширяться при нагревании.

Керамические плитки

Стандартные керамические глазурованные плитки для отделочных работ внутри помещения выпускаются разме­рами 20x20, 15x15 и 15x7,5 см, толщиной 3—6 мм. Тол­щина фигурных и плоских карнизных и фризовых пли­ток обычно чуть меньше. Вообще, колебание толщины плиток, как правило, не превышает 0,5 мм, а длина и ширина может варьироваться не больше, чем на 1,5 мм.

Лицевая сторона плиток представляет собой равномер­но покрытую матовой глазурью однотонную поверхность обычно белого, голубого, розового, зеленого, желтого и других цветов. Чтобы усилить надежность сцепления с основанием, на тыльной стороне выполняется рифление. Условия эксплуатации предъявляют к свойствам плиток определенные требования, одним из основных является минимальная величина водопоглощения, не превышаю­щая шестнадцати процентов.

Керамические плитки могут быть с рисунком на от­дельных плитках или с композицией из нескольких пли­ток.

Раствор для крепления к стене глазурованных плиток

Клеи и мастики на основе каучука и резины эластич­нее клеев и мастик на основе цемента, но имеют ряд зна­чительных недостатков. Так, например, их не рекомен­дуется использовать в местах, подверженных прямому воздействию солнечных лучей, а также расположенных вблизи отопительных приборов. Кроме того, они быстрее портятся и «стареют».

Крепление керамических глазурованных плиток

Основание для плитки должно быть заранее подготов­лено таким образом, чтобы приклеивание плиток осуще­ствлялось на ровную и крепкую поверхность. Если на поверхности сохранился слой клеевой или известковой краски, его нужно смочить водой и тщательно соскоб­лить. Масляную краску, даже если она прочно держится на поверхности, тоже необходимо удалить, так как со временем она может отстать от стены вместе с частями облицовки. Лучше всего после удаления слоя краски сгладить поверхность тонким слоем гипсового раствора.

Клей наносится слоем толщиной примерно три мил­лиметра. Порядок укладки плиток на клею аналогичен порядку, принятому для раствора. Клей наносят шпате­лем на тыльную поверхность плитки, затем плитку при­кладывают к стене, при этом на нее следует надавить и немного сместить для обеспечения большей площади схватывания. К гигроскопичному основанию плитка приклеится в течение нескольких секунд, к водоупорно­му — за несколько минут. В процессе облицовки нижние ряды постоянно очищают влажной тряпкой. Швы запол­няют клеем после окончательного схватывания — через два или три дня.

Полистирольные плитки

В последнее время на рынке облицовочных материа­лов появилась весьма интересная новинка — полисти-рольная плитка, которая стала широко применяться для облицовки внутренних стен и перегородок. Ее отличает заметная легкость по сравнению с керамической плит­кой и многообразие цветовых находок. При этом показа­тель прочности подобного рода плиток весьма высок. Кроме того, полистирольная плитка мало восприимчива к воздействию слабых растворов кислот, щелочей и раз­личных дезинфицирующих и очищающих веществ.

Чтобы обеспечить прочное сцепление с клеящей мас­тикой и добиться жесткости конструкции плитки, по всей длине тыльной стороны располагается порожек вы­сотой 0,25 мм, а по всей плоскости плитки предусмотре­ны квадратные рифления. При покупке плитке обратите внимание на то, чтобы на лицевой стороне плиток не было различных наплывов и неровностей. Качественная плитка должна быть гладкой, глянцевой, не иметь тре­щин, царапин и выбоин. Они выпускаются размерами 30x10, 15x15 и 10x10 см, толщиной 1,25—1,35 мм. Толщина плитки может варьироваться не больше, чем на 0,2 мм, а длина и ширина на 0,5 мм.

Выбор полистирольной плитки для оформления стен во многом диктуется целевым назначением помещения, в котором проводится облицовка, так как необходимо учитывать некоторые эксплуатационные недостатки дан­ного материала. Подобного рода плитки имеют низкую теплостойкость, что значительно ограничивает их при­менение для облицовки стен, расположенных рядом с отопительными и нагревательными приборами. Кроме того, они очень недолговечны, то есть быстро стареют, имеют малую огнестойкость и подвержены действию органических растворителей.

Крепление полистирольных и поливинилхлоридных плиток

Основание под облицовку протирают сухой мягкой щеткой или очищают пылесосом от песка и пыли. Далее

поверхность необходимо обработать растворителем для обезжиривания. Имеющиеся выбоины, трещины, неров­ности сглаживают шпаклевкой и шлифуют, основание грунтуют мастикой, используемой для наклейки плиток, и тщательно высушивают. После этого основание готово под облицовку. На тыльную сторону плитки до уровня порожка наносят мастику кистью или резиновым шпате­лем, после чего плитку выдерживают примерно пять минут, чтобы мастика схватилась. Затем наклеиваемую плитку прижимают к стене до тех пор, пока она целиком не соединится по всей площади со слоем грунта. Это луч­ше делать руками или использовать деревянный молоток с закрепленным резиновым амортизатором для просту­кивания по всей площади. Выступающую через швы ма­стику немедленно удаляют лезвием ножа, поверхность протирают тряпкой. Для поливинилацетатных клеев можно для удаления использовать воду, для остальных — скипидар или керосин. Если швы не сразу заполнять клеем или мастикой, то процесс твердения будет прохо­дить несколько быстрее.

Пластик

Очень интересной идеей стала сегодня идея использо­вания пластика в качестве облицовочного покрытия. Это достаточно прочный материал на основе винила и других полимеров. Большое значение при использовании по­добного рода материалов то, что он «не боится» влаги. Благодаря многообразию цветов и форм пластик может создавать идеальные поверхности «под дерево» или «ка­мень». По цвету и текстуре пластик более чем какой-либо другой материал воссоздаст атмосферу новомодного минималистского интерьера.

В свое время американский дизайнер В. Снодграсс с успехом реализовал свои проекты, используя материал на основе акрила. Данный материал отличает невероят­ная гибкость и пластичность. Благодаря подобным свой­ствам этот весьма неординарный мате шал, получивший название Du Pont Corean, может создавать самые разно­образные формы. Не представляет особого труда, имея под рукой подобный материал, получить причудливо вы­пуклую поверхность или добиться невероятно гладкой по­верхности без следов каких-либо швов между панелями.

Теперь, закончив отделку стен и убедившись, что они Вас устраивают, самое время посмотреть наверх и поду­мать о том, каким должен быть потолок, чтобы помеще­ние имело достойный вид. Самым простым и доступным способом отделки потолка была и, пожалуй, сейчас еще остается обычная побелка. Но прежде, чем приступать непосредственно к побелке, необходимо провести ряд подготовительных мероприятий: заделать трещины и выбоины, убрать предыдущий слой побелки, если пото­лок уже белился, расстелить газеты, передвинуть мебель и прочее.

Каждый, кто хоть раз занимался ремонтом потолка, знает, насколько это трудоемкая, кропотливая, отнима­ющая много сил и времени работа.

Если есть возможность, то лучше всего оформить по­толок, пользуясь услугами фирм-производителей, кото­рые давно и успешно занимаются решением этой пробле­мы. На сегодняшний день есть весьма интересные наработки, которые заинтересуют даже самого взыска­тельного заказчика.

Натяжные потолки

Абсолютно новый подход к решению проблемы отдел­ки потолков предложила фирма «Novelum», которая представила интереснейшую новинку — натяжной пото­лок. Совсем недавно такие потолки появились в России.

Все, что нужно для установки такого потолка, — это лист пластика на основе винила, который плотно кре­пится в багет по всему периметру помещения. И на этом все работы по креплению потолка заканчиваются.

Бесспорным преимуществом такого покрытия являет­ся легкость и быстрота установки. По времени это очень экономный вид работы, так как в помещении площадью 70 м2 потолок устанавливается в течение семи часов. При этом процесс монтажа проходит очень аккуратно и чисто. Вам не придется закрывать и передвигать мебель, как при обычной побелке. Кроме того, без каких-либо предварительных работ ровное полотно скроет от глаз все дефекты и неровности перекрытия.

Эти начинания были продолжены и усовершенство­ванны. Например, потолку можно придать примерно сто различных оттенков. Производители позаботились так­же об улучшении свойств поверхности. Например, если вы хотите получить обыкновенный, но очень ровный и безукоризненно покрашенный потолок, то Вам достаточ­но выбрать матовый вариант натяжного потолка. Если же закажете лаковый, потолок в Вашей квартире пре­вратится в огромное зеркало, за счет чего все простран­ство квартиры зрительно увеличится, и комнаты обретут величие огромных дворцовых зал с высокими потолка­ми. Интересен и в то же время необычен вариант «под мрамор», так как мрамор мы привыкли видеть на полу или стенах и уж никак не на потолке.

Существует возможность к подобного рода эффектам добавить еще встроенный свет. То есть технические и художественные возможности безграничны.

Подобные свойства натяжных потолков позволяют использовать их не только для жилых помещений, но и для больших площадей — кафе и магазинов, конференц-залов, офисов и т. п. Безукоризненно гладкая поверх­ность, легкость установки, разнообразнейшие варианты выбора цвета, возможность быстрого и компактного раз­мещения встроенного освещения — что может быть при­влекательней для дизайнеров общественного интерьера?

Очень привлекает гигиеничность такого рода покры­тия. Конструкция натяжного потолка исключает воз­можность попадания на жильцов пыли и песка, которые время от времени осыпаются с обычного потолка. В свя­зи с этим очень удобно применять натяжные потолки в медицинских учреждениях и цехах с повышенной сте­рильностью. Звукоизоляционные свойства потолка по­зволят уберечься от лишнего шума.

Водонепроницаемость полотна делает натяжной пото­лок идеальным вариантом для ванной комнаты, кухни, плавательного бассейна. В свое время, материал, из ко­торого изготавливают сегодня натяжные потолки, разра­батывался в Швеции для военных нужд. Отчасти этим объясняется его уникальная прочность и водостойкость. После установки у себя натяжного потолка Вам не при­дется опасаться того, что этажом выше прорвет водопро­водную трубу. Ваш новый потолок способен выдержать несколько тонн воды, после чего вода сливается, а полот­но сушится. Причем после подобной процедуры потолок приобретет первозданный вид.

Еще одна интересная идея по части оформления по­толка — английский подвесной потолок Armstrong. Для современного солидного офиса такой потолок станет не­заменимой деталью интерьера. Производится подобный потолок из специальных экологически чистых материа­лов, что на сегодняшний день весьма актуально.

Подвесной потолок при установке не займет больше пяти сантиметров высоты и, кроме того, его установка проходит быстро и без особых усилий. В эксплуатации требуется лишь раз в год протирать пыль. В ячейку на потолке можно встроить специальные светильники раз­мером 60x60 см. Если понадобится, то их можно пере­ставить на другое место, при этом целостность всего по­толочного покрытия сохраняется.

Прекрасное внешнее оформление, новейшие конст­руктивные возможности, невозгораемость, абсолютная безопасность, практичность и легкость установки, ги­гиеничность — все эти свойства присущи подвесному потолку.