КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ. ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН

Вы конечно же узнали детскую считалочку-па-мятку для запоминания семи основных цветов спек­тра? А это значит, что речь сейчас пойдет о цветах (конечно, не о тех, которые с пестиками и тычинками).

Многие думают, что цвет воспринимается челове­ком как чисто визуальная характеристика: смотрю — вижу. Но вот художник В. Кандинский считал (а с ним соглашаются современные психологи), что «цвет воздействует на человека физически, вызывая определенные ощущения; если глаз затронут и заво­рожен качеством краски, то глядящий испытывает удовлетворение, как гастроном, взявший-в рот вкус­ный кусочек». То есть возникает несколько другая це­почка: смотрю — чувствую. Простейший эксперимент: комната разделена на две части; в одной половине сте­ны окрашены в ярко-оранжевый цвет, в другой — в светло-голубой. Температура воздуха в обеих поло­винах одинакова — +18-19 градусов.

Участника эксперимента — молодого человека в рубашке с коротким рукавом — помещаем в оран­жевую комнату и через некоторое время интересуем­ся его самочувствием, ответ: «Холода не ощущаю». Переводим его в другую половину, через тот же про­межуток времени слышим: «Начинаю замерзать». Ком­ментарии, как говорится, излишни. Поэтому не стоит лишний раз доказывать, как важно правильно подо­брать цвет для окрашивания того или иного помеще­ния.

У любого человека, будь то умудренный жиз­ненным опытом муж, жизнерадостный школьник или карапуз, только-только осознающий себя в этой жиз­ни, имеются определенные цветовые пристрастия, ко­торые предопределены психотипом личности. Иными словами, определенному типу характера соответствует определенная цветовая гамма.

Белый цвет — чистый лист бумаги, незапятнан­ный снежный покров, абсолют. Он приемлем практи­чески для каждого и сочетаем практически со всеми цветами. Белый цвет незаменим для небольших поме­щений со слабым освещением, так как зрительно уве­личивает объемы. Однако говоря «белый цвет», мы не говорим практически ничего, поскольку существу­ет великое множество оттенков белого.

Черный цвет — это «самая беззвучная краска, на которой всякая другая краска звучит сильнее и опре­деленнее»; это не обязательно цвет траура и скорби, но это цвет строгости, цвет беззвучия. Черный цвет удачно сочетается со многими цветами: белым, жел­тым, оранжевым, ало-красным, травянисто-зеленым.

Серый цвет — не рекомендуем веселым, жизне­радостным людям, им, скорее всего, он может пока­заться скучным, однообразным. Помните выражение «серая мышка», оно не имеет прямого смысла, оно означает — незаметный, никакой, нейтральный. Од­нако он прекрасно подходит для оформления инте­рьеров, ибо сочетаем практически со всеми цветами.

Красный цвет — вызывает ассоциации возбуж­денного, приподнятого настроения, общения с симпа­тичными людьми. Красный цвет зовет к эксперимен­там: умело подобранные оттенки красного хорошо смотрятся в холле, кухне, детской (комнате для игр, но не занятий), гостиной. Декоративные набивные бор­дюры и другие элементы красного цвета сделают ком­нату,/оформленную в холодных тонах, более уютной; важно выбрать наиболее приемлемые пропорции и «не перегрузить» красным пространство.

Оранжевый цвет — теплый, «вкусный», «аро­матный», бодрящий. Нерешительным, медлительным людям так и хочется порекомендовать устроить себе в квартире оранжевый «оазис» для подзарядки. При выборе краски оранжевого цвета следует остановиться на крайностях: либо ярко-оранжевый, либо мягкий, персиковый тон (и также в определенных пропорци­ях), т. к. чисто оранжевый цвет быстро надоедает.

Желтый цвет — идеальный для фоновых красок, ибо сочетаем он практически со всеми цветами и от­тенками. На желтой стене великолепно смотрятся рос­писи по трафарету.

Зеленый цвет — консервативный, упрямый, хо­рошо способствует концентрации внимания: окрасить в зеленые тона рабочий кабинет или зону детской, где ребенок готовит уроки, — это значит создать ус­ловия для полноценных занятий, где ничто не будет отвлекать от тетради, книги или компьютера. Однако постоянное созерцание поверхностей зеленого цвета — вряд ли кому под силу.

Голубой цвет — спокойный, умиротворяющий, расслабляющий, уводящий вас от забот и наводящий на вас дрему. Он хорош сам по себе, ибо бывает зат­руднительно подобрать к нему компанию (разве что из синих и тех же голубых оттенков).

Синий цвет — вызывает ассоциации с ночным не­бом, дает элемент покоя, даже, можно сказать, эле­мент печали. В сочетании с другими цветами претен­циозен, любит контрасты.

Фиолетовый цвет — для любителей мистики и почитателей эстетики, неторопливых, отвлеченных людей. Интенсивно фиолетовый допустим лишь в не­больших количествах (например, для росписи по тра­фарету), а вот мягкие, нежные тона фиолетового — хороший фон.

Коричневый цвет — его смеси (не сочетания, а именно смеси) с другими цветами: коричневым, кир­пичным, красным приемлем только для окрашивания нижних зон помещений (невысоких панелей, пола), а вот беж (светлый оттенок коричневого) уместен для оформления практически любой зоны и любого поме­щения квартиры.

Обдумывая цветовое решение для конкретного помещения вашей квартиры или дома, нужно при­нять во внимание многое: качество освещения, на ка­кую сторону обращены окна, параметры комнаты, на­конец, что это за помещение — спальня, кухня, ра­бочий кабинет.

Но — все по порядку. Начнем с освещения и как оно отражается на выборе цвета для конкретной по­верхности.

Любой цвет имеет такую характеристику, как ко­эффициент отражения света. И чем выше этот коэффициент, тем больше света отражает этот цвет и соответственно выглядит светлее. Поэтому, если в комнате налицо недостаток освещения (тене­вая сторона, небольшое окно, слабый источник ис­кусственного освещения), то цвета краски необходи­мо выбирать с максимальным коэффициентом отра­жения света. Кроме того, следует учесть, где находится окрашиваемая поверхность: если это по­толок, то цвет его должен иметь коэффициент отражения света не менее 70 единиц; верхняя часть стен — 60 единиц; панели — 50 единиц; а для окра­шивания полов вполне достаточно 30 единиц.

Для окрашивания помещений, окна которых вы­ходят на север, северо-запад и северо-восток, пред­почтение следует отдать теплым тонам: желтому, мягким оттенкам красного, оранжевого (персик, им­бирь). Для окрашивания помещений с окнами, выхо­дящими на юг, юго-запад и юго-восток, подойдут хо­лодные тона: голубой, бирюзовый, лимонный.

Размеры окрашиваемого помещения — еще один немаловажный аспект подбора цвета краски. Все дело в том, что цвета способны «приближать» и «удалять» окрашенные предметы или поверхности. Если вы ок­расите потолок в оттенки красного, желтого, оран­жевого (самый близкий цвет), желто-зеленого или светлые оттенки серого — вы визуально опустите его, сделаете помещение ниже. А темные оттенки се­рого, голубой, синий (самый далекий цвет), сине-зеленый цвета помогут «приподнять» потолок. То же самое произойдет и со стенами.

Пользуясь этим приемом, длинную комнату с ок­ном по короткой стене можно «оквадратить», окрасив окно в желтый или оранжевый цвет. В более близкие цвета (по сравнению с основным фоном) окрашивают обычно выступающие элементы помещения: карни­зы, трубы и подоконники — это позволяет избежать оптического искажения пространственных форм.

К разговору о восприятии высоты помещения можно добавить, что всякое горизонтальное деление стен визуально уменьшает их высоту, их высота вос­принимается по окрашенной части: об этом следует помнить, оставляя незакрашенной полоску стены, при­мыкающую к потолку, чем меньше высота помеще­ния, тем меньше должна быть ширина незакрашен­ной полоски.

Зная о том, какие именно настроения вызывает тот или иной цвет, можно на психологическом уров­не с помощью воздействия цвета создать у человека, входящего в то или иное помещение, определенный настрой на действия, согласные с функциональным назначением данного помещения.

Кухня-столовая. Основное назначение — прием пищи, поэтому цвета, в которые окрашены стены кух­ни-столовой должны вызывать аппетит, быть «удобо­варимыми». Вспомните недалекое прошлое, когда наши продовольственные магазины только-только наполни­лись заморскими продуктами: мы охотно покупали колбасу — ярко-красного цвета, напитки — насыщен­но-желтого и оранжевого, конфеты — в ярких упа­ковках, оставляя без внимания продукты «сереньких» расцветок. Отсюда вывод: кухня и столовая должны быть окрашены в «съедобные» цвета. Здесь никак не применимы грязноватые оттенки серого, буро-корич­невого, розового, зеленого — те оттенки, глядя на которые возникает одна, единственная ассоциация: «Ядовито!» Наиболее удачно решить цветовую гамму окрашивания кухни-столовой в пользу натуральных, природных оттенков: от терракоты до цвета слоновой кости; либо отдать предпочтение белому, ибо еще древние китайцы считали, что кухня должна быть белой, так как на этом фоне любые продукты смот­рятся более выигрышно.

Цвета, в которые окрашены стены кабинета, не должны расслаблять, но напротив, создавать рабо­чий настрой: если помещение, где ваш ребенок гото­вит уроки, окрашено в холодные (голубой, синий) цвета, то не ругайте его за невнимательность, вя­лость. Заключенный в объятия этих умиротворяющих цветов, он и не будет другим. Не стоит требовать от него усидчивости и тяге к знаниям и в помещении со стенами ярких, веселых тонов, желтого, ярко-розо­вого. Наиболее располагают к занятиям оттенки свет­ло-зеленого цвета (в школьных классных комнатах не­спроста окрашивают стены в зеленые цвета), кроме того, он не снижает остроту зрения и скорость зри­тельного восприятия.

Комната для отдыха, спальня должна расслаб­лять, снимать напряжение: вот здесь приемлемы го­лубые, сине-зеленые, розовые тона.

Выбор цвета для детской зависит от возраста ре­бенка: если ему еще нет четырех лет, то цвет стен предпочтительнее выбрать желтый с яркими декора­тивными элементами, так как в этом возрасте у него только еще формируются зрительные восприятия; с взрослением ребенка можно переходить на более «взрослые», пастельные тона.

А вообще, ребенку больше по душе те цвета, которые позаимствованы от природы, помните:

Наги ковер — цветочная поляна,

Наши стены — сосны великаны,

Наша крыша — небо голубое...

Решив использовать в качестве украшения эле­менты декоративной отделки окрашенных поверхнос­тей, исключите сочетания зеленый—красный, зеле­ный—синий и зеленый—коричневый, особенно в рав­ных пропорциях, а в остальном — фантазируйте, выдумывайте, пробуйте. Если в этом вопросе вы все-таки зашли в тупик, то запомните аксиому: использо­вание сочетаний контрастных цветов, либо разных от­тенков одного цвета никогда и никого не приведет к мысли   о дурном вкусе создателя интерьера.