МАНСАРДА КАК ВЫСТАВКА ИДЕЙ

Комната под крышей изначально считалась идеаль­ным местом для быта и работы людей творческих, кото­рым необходимо как бы слегка «отстраниться» от реалий обычной жизни. Поэтому первыми поселенцами «чердач­ной комнаты» стали артисты, художники, поэты, которые устраивали в ней свои мастерские. В мансарде начинали свою творческую и научную деятельность выдающиеся французские энциклопедисты, известные писатели, ху­дожники, а первооткрывателем комнаты под крышей считается французский архитектор XVII века Франсуа Мансард. В дальнейшем жизнь под крышей пришлась по душе парижским студентам, молодым людям с невысо­кими доходами, во многом благодаря минимальной оп­лате жилья. Позднее и в России несостоятельная моло­дежь и студенты сделали мансарду вполне подходящим жильем.

Ее можно удачно оборудовать под жилье одинокого человека, учитывая незамысловатость и простоту холос­тяцкого быта. Человеку, владеющему инструментом, без труда удастся соорудить приспособление, являющееся и столом, и кроватью одновременно. Единственную слож­ность может вызвать оформление рамы, конструкция которой должна складываться. Это обстоятельство, есте­ственно, снижает ее прочность, поэтому места, где распо­лагаются шарниры, придется усилить косынками. Сте­ны оформятся при помощи ДСП.

Если комната предназначена для двух человек, то, обустраивая ее, стоит позаботиться о выделении в ней хотя бы двух зон, одна из которых станет зоной отдыха, а другая — для домашней или другой работы. С одной стороны диван-кровати можно установить рабочий стол, а с другой отгородиться встроенным подоконником-стел­лажом. В результате спальное место оказывается изоли­рованным.

Еще один вариант переоборудования мансарды — это использование ее в качестве столовой-гостиной. Мансарда годится и для этих целей. Подобный вариант многим подойдет для обустройства загородного дома. Под наклон­ной частью потолка предусматривается соответствующая конструкция шкафа, а с противоположной стороны обору­дуют уголок отдыха. В центре комнаты устанавливаются обеденный стол и стеллаж с полками, дизайн которых не предусматривает ничего необычного.

Следует обратить внимание на то, чтобы отделка по фактуре и способу выполнению соответствовала простоте и лаконичности архитектурных форм. Небольшое про­странство помещения предполагает выполнить отделку стен в ярких тонах, либо используя контрасты.

Профессиональные дизайнеры считают, что покры­тия, нанесенные аэрозольными баллончиками и нитро­краской, получаются ровными и устойчивыми к повы­шенной влажности. Поэтому, если Вы решили окрасить стены краской, то не стоит применять масляные и синте­тические краски.

Современные взгляды на планировку и дизайн поме­щения сформировали и новые взгляды на воплощение мансарды в жизненное пространство человека и его быт. Рассмотрим более подробно один из вариантов реализа­ции проекта помещения мансардного типа. Пусть это бу­дет студия, владелец которой не хотел бы вмешиваться в дела архитектора, но требования свои высказал очень четко: свободная планировка, простор и минимализм об­становки, исключающий уют. Заказчику представлялся фешенебельный, стилистически выдержанный проект студии. Пространственные игры, перспективы, Яркость, выразительность, и графическая четкость цветовых ре­шений — все это казалось ему предпочтительнее устояв­шихся представлений о домашнем уюте.

Архитекторы умело использовали особенность исход­ной архитектуры помещения, то, что внешняя стена из­нутри почти по всей высоте идет не вертикально, а под углом — пластичное и выразительное решение. У наблю­дателя внутри помещения создается впечатление, что прямо над головой находится скат крыши. В проеме ус­тановлены окна, напоминающие широкие бойницы. Сол­нечный свет освещает комнату очень скупо, и помеще­ние погрузилось бы в полумрак, если бы не множество галогеновых светильников, создающих основной цвето­вой колорит. Эффект искусственного освещения еще бо­лее усиливается яркими поверхностями пола, потолка, стен, глянцевой поверхностью колонн и зеркал.

Как представлял себе автор проекта образ студии? Это должно быть помещение мансардного этажа под самой крышей, с наличием достаточного свободного простран­ства. Обширность позволяет успешно реализовать пласти­ку и динамику границ, тонкую игру света, предполагает уместность немногочисленных акцентов. Используемый принцип дополнения заключается в том, что ярко выра­женная архитектурность форм восполняет простоту и скудность декоративных находок.

Кухня находится слева от входа, на так называемом наливном полу и слегка приподнята, как на подиуме. Прямо — спальня, отгороженная от остального про­странства пилоном неправильной формы и массивной дорической колонной. Здесь автор оставляет свободу выбора оформления некоторых деталей интерьера. Напри­мер, за счет придания определенной формы можно чуть преобразить сверкающую колонну или рельефный декор дальней стены.

Во всем убранстве студии угадывается модернистская стилистика: пересечения прямых линий, выделяющиеся цветовые пятна мебели на нейтрально-светлом, холод­ном фоне. Точность расставленных акцентов практиче­ски идеальна. Единственное, что с успехом дополнит ин­терьер, это мягкий диван, поставленный у дальней стены, под часами.

Данная обстановка не предполагает использование корпусной мебели. Такой подход усиливает стилизацию интерьера, однако создает известные проблемы в функ­циональности проекта. В этом плане очень показателен пример спальни, где автор успешно устранил возникшие трудности. Первое, что бросается в глаза при входе в спальню, — это произвольность формы помещения, от которого темной перегородкой за изголовьем кровати от­делена гардеробная комната.

Пространственные границы как бы четко не определе­ны из-за отсутствия прямых углов, а причудливая игра света, загадочные блики за огромными дверями гофри­рованного стекла — все это создает здесь атмосферу зага­дочности и нереальности происходящего.

Стеклянные ворота скрывают внушительных размеров ванную комнату, габариты которой на вид не уступают спальне. Мансарда господствует практически над всеми окружающими дом строениями, в связи с чем можно сме­ло распахнуть пространство ванной солнечному свету.

Для отечественного дизайна помещений подобные проекты пока считаются редкостью, однако новые усло­вия жизни и, следовательно, изменившиеся вкусы рес­пектабельных заказчиков позволяют расширить область применения и границы российского дизайна.