Материалы для выполнения малярных работ

На сегодняшний день торговая сеть предлагает такое огромное количество всевозможных лакокра­сочных материалов, что заблудиться в этом безбреж­ном мире красок без подробного путеводителя — пара пустяков. Есть много красок, которые предназначены для окрашивания конкретных поверхностей: оштука­туренных, бетонных, металлических, деревянных; но не меньше и универсальных красок, которые приме­нимы для окрашивания практически любых поверх­ностей. И у каждого типа и вида красок есть свои плюсы и минусы. Так вот, я предлагаю такой план действия: я познакомлю вас со всеми видами красок, а выбор (как обычно) вы сделаете сами.

Известковые краски

Известковые краски хороши тем, что дают возду­хопроницаемые покрытия (то есть поверхности «ды­шат»), стойкие к воздействию влаги и смене темпера­тур. Недостатком этих красок является то, что известь имеет обыкновение отмеливаться (при прикосновении к поверхностям, окрашенным известковыми красками, на руках и одежде остаются белесые следы. Помните, «у вас вся спина белая»). Но недостаток этот легко устраним: достаточно добавить в красящий состав по­варенную соль или олифу. Применяются известковые краски для окрашивания бетонных, гипсобетонных и оштукатуренных поверхностей в жилых и подсобных помещениях и оштукатуренных фасадов.

Для приготовления известковой краски нам по­требуются: негашеная известь-кипелка или известко­вое тесто, поваренная соль или олифа, вода и пиг­менты (по потребности).

Необходимое количество известковой краски для окрашивания того или иного помещения или поверх­ности очень легко рассчитать, если известно, что нор­ма расхода на 1м2 для покрытия в один слой по оштука­туренному, бетонному и гипсобетонному основанию — 0,3-0,4 л, по кирпичной поверхности — 0,45-0,55 л кра­сящего состава.

Зная все это, можно приступить к приготовле­нию известкового колера по одному из нижеприве­денных рецептов.

Известковая краска на известковом тесте с поваренной солью

Для приготовления 10 л красящего состава необ­ходимо:

известкового теста — 3 кг;

соли поваренной — 0,1 кг;

пигменты по цвету — в среднем до 0,4 кг.

Технология приготовления известковой краски в данном случае будет такой: в 5 л воды разводим известковое тесто, добавляем туда поваренную соль, перемешиваем и сливаем через мелкое сито.

Затем добавляем воду до получения 10 л состава. Таким образом мы получили белый колер.   Для получения цветного колера в состав добавим сметанооб-разный пигмент нужного цвета и вновь тщательно перемешаем.

Известковая краска на негашеной извести-кипелке с поваренной солью

Для приготовления 10 литров красящего состава необходимо:

негашеной извести-кипелки — 1,5 кг;

соли поваренной — 0,1 кг;

пигментов по цвету — в среднем до 0,4 кг.

Сначала гасим известь, для этого заливаем ее 5 л воды. В процессе гашения в известь вливаем ра­створ поваренной соли (соль + 0,5 л воды). После за­вершения гашения, когда известь перестанет «ки­петь», состав перемешиваем, процеживаем через мел­кое сито и доводим водой его количество до 10 л. Для получения цветного колера в состав вводим пиг­мент и снова перемешиваем.

Известковая краска на негашеной извести-кипелке с олифой

Для приготовления 10 л красящего состава необ­ходимо:

негашеной извести-кипелки — 1,5 кг;

олифы — 0,05-0,1 кг;

пигменты по цвету — в среднем до 0,4 кг.

Негашеную известь-кипелку зальем 5 л воды и сразу же добавим олифу, тщательно перемешаем, процедим через мелкое сито и разбавим до получе­ния 10 л водой. Для окрашивания белого колера в состав вводим пигмент и вновь перемешиваем. Количе­ство пигмента во всех рецептах указано максималь­ное, реальное количество зависит от интенсивности пигмента и желаемого оттенка. Поскольку известь — представитель группы щелочей, для придания окра­шивающему составу цвета можно использовать толь­ко щелочестойкие пигменты.

Белый колер при высыхании дает сероватый от­тенок. Чтобы окрашенная поверхность была белой, в окрашивающий состав добавим до 80 мл синьки (уль­трамарина).

Известковые краски хороши при использовании внутри помещений или для окрашивания оштукату­ренных фасадов, но для наружных малярных работ по деревянным поверхностям их практически не при­меняют, так как хватает такой окраски едва ли на один сезон (краска быстро смывается дождевой во­дой). Для такого вида работ хорошо себя зарекомен­довал относительно дешевый шведский состав, кото­рый не только прост в приготовлении и применении, но и не требует предварительной огрунтовки.

Итак, для приготовления шведского состава для наружных малярных работ возьмем:

масло растительное высыхающее (конопляное, льняное) или олифа —240 г;

мука ржаная — 580 г;

купорос железный — 260 г;

соль поваренная — 260 г;

сурик железный или мумия — 260 г;

вода — около 4,5 л.

Приготовим обычный мучной клейстер, израсхо­довав на него все количество муки и 3 л воды (при образовании комков — процедим через сито), затем, не снимая его с огня, всыпем в клейстер железный купорос и поваренную соль и прокипятим до раство­рения кристаллов. При постоянном перемешивании добавим сурик или мумию и небольшими порциями масло или олифу. Полученный состав перемешаем до получения однородной массы, разбавим остальной во­дой (около 1,5 л) до рабочей густоты и процедим че­рез частое сито.

Готовить состав рекомендуется непосредственно перед применением, так как со временем он густеет, а повторное разбавление водой значительно снижает его прочность.

Норма расхода: на 1 м2 поверхности уходит 200-300 г красящего состава.

Клеевые краски

Клеевые краски хотя и дают хорошее воздухо­проницаемое покрытие, но имеют очень невысокую водостойкость. Это обусловило их применение для от­делки только внутри помещений по оштукатуренным или облицованным листами сухой штукатурки повер­хностям.

Значительными достоинствами клеевых красок являются так же их относительная дешевизна, дос­тупность материалов и простота в приготовлении и применении.

По качеству выполнения окраски клеевыми со­ставами различают: простую окраску, улучшенную и высококачественную.

Для приготовления клеевой краски нам потребу­ется просеянный мел тонкого помола, клей КМЦ (при­менявшийся раньше животный клей давал такие побочные эффекты, как появление мраморовидных про­жилок на окрашенной поверхности и темную серова­тую пленку) и подготовленные пигменты (разведен­ные водой или 10%-ным раствором клея КМЦ до сме-танообразной консистенции, выдержанные и протертые через мелкое сито).

Если вы хотите получить белую окрашенную по­верхность, то в колер следует добавить синьку (уль­трамарин) для нейтрализации желтоватого оттенка.

Белая клеевая краска

Итак, для приготовления белого колера клеевой краски берем:

мел просеянный тонкого помола — 1 кг;

ультрамарин — 40 г;

клей КМЦ — 60-80 г;

вода — около 3 л.

В мел постепенно, небольшими порциями, при постоянном перемешивании добавляем воду до полу­чения необходимой густоты. (Если вместо просеянно­го мела вы будете использовать меловую пасту, то следует сократить количество воды на 25-30%.)

Требуемую густоту колера «на глаз» определить очень трудно, лучше использовать для этой цели де­ревянную палку (хотя бы ту, которой производим пе­ремешивание): если палка окрасилась ровным сплош­ным слоем, а состав стекает с нее сплошной тонкой струей, значит, у полученного колера достаточная гу­стота, которая обеспечит нормальную растекаемость по поверхности в ходе окрашивания.

Существует еще один способ проверки густоты состава: нанесем несколько капель на кусок чистого сухого стекла. Если после того, как мы поставим стек­ло вертикально, капли стекут не более чем на 3 см, значит, густота состава нормальная и можно присту­пать к следующему этапу приготовления колера.

Следующий этап в приготовлении клеевой крас­ки — его подсинивание.

Ультрамарин разводим в воде до консистенции молока, процеживаем через мелкое сито и неболь­шими порциями добавляем в колер. Интенсивность подсинивания контролируем с помощью того же кус­ка стекла: колер кистью наносим на поверхность стекла и подсушиваем над газовой горелкой. Краска быстро высыхает и проявляет свой цвет. Если синевы недо­статочно, то в состав добавляем ультрамарин; если цвет слишком синий — то мел.

Теперь следует закрепить состав, предотвратить его отмеливание. Для этого в него при непрерывном перемешивании вводим 10%-ный раствор клея КМЦ, приготовленный из всей указанной в рецепте массы сухого клея.

Проверим состав на «отмеливание». Подсушенный колер несильно потрем сухой ладонью: если поверх­ность сильно пачкается, то состав недоклеен и в него необходимо добавить еще небольшое количество ра­створа клея КМЦ; если поверхность ладони осталась чистой (или с незначительными следами побелки), то состав заклеен нормально и его можно применять для окрашивания; если же поверхность ладони осталась чистой, а на поверхности краски появились блестя­щие полосы, то состав переклеен и его следует раз­бавить небольшим количеством воды, иначе покры­тие из такой краски при высыхании будет растрески­ваться и отшелушиваться от поверхности.

Полученный состав вновь сцеживаем через час­тое сито и применяем по назначению: для окрашива­ния или для приготовления цветного колера.

Расход белого колера для получения на одной и той же площади поверхности простой, улучшенной и высококачественной окрасок 1 : 1,5 : 2 соответственно.

Цветные клеевые составы

Клеевые кодеры по своей природе относятся к нейтральным средам, не содержащим ни кислот, ни щелочей, поэтому при их приготовлении можно ис­пользовать любые пигменты. Вводить пигменты в кра­сящий состав в сухом виде не рекомендуется, так как они плохо растворяются. Находящиеся во взвешен­ном состоянии в красящем составе в виде маленьких комочков пигменты при окрашивании кистью растуше­вываются, оставляя полосы.

Для придания соответствующего цвета из пигмен­тов приготовим пасту.

Сухие пигменты заливаем небольшим количеством воды до получения сметанообразной консистенции и выдерживаем в течение 24 и более часов. Затем мас­су еще раз тщательно перемешиваем и перетираем через частое сито. Вот эту полученную пасту и ис­пользуем для приготовления цветного колера.

Очень часто добиться нужного цвета использо­ванием только одного пигмента не удается, поэтому обычно при приготовлении цветных колеров исполь­зуется несколько пигментов одновременно. Такой ко­лер будет называться сложным. Для его приготовле­ния используется белый незаклеенный колер, две-три пигментные пасты и раствор клея КМЦ.

Пасты для создания нужного цвета можно не пе­ремешивать между собой, а последовательно вводить в белый колер: первый пигмент — перемешивание — второй пигмент — перемешивание — третий пигмент — перемешивание. Цвет состава периодически прове­ряем, а при получении нужного цвета — состав зак­леиваем.

Получить нужный цвет можно, смешав сухие пиг­менты и уже из смеси приготовить цветную пасту. Для получения того или иного цвета воспользуйтесь пред­ложенными соотношениями различных пигментов, причем один компонент — просеянный мел тонкого помола — постоянен, как постоянно и его количе­ство, 1 кг, остальные компоненты указаны в граммах.

Думаю, о некоторых особо. Так, щелочестойки сажа, киноварь, охра, сиена, умбра и ультрамарин — их можно применять для придания цвета известко­вым краскам. Сажа в воде не растворяется, поэтому при изготовлении цветной пасты с применением сажи используют не воду, а клеевой или мыльный раство­ры или олифу. Киноварь — это сухая краска, имею­щая много различных оттенков; в состав цветной пас­ты киноварь вводят такого оттенка, который указан в названии цвета.

Чтобы определить необходимое количество цвет­ного колера для окрашивания того или иного поме­щения, воспользуйтесь нормой расхода материалов на окрашивание 10 м2 поверхности.

Количество воды для затворения сухой смеси не нормируется, воду берем по потребности — для по­лучения рабочей густоты состава. Для сухих пигмен­тов указаны нижний и верхний пределы: меньше 10 г пигмента использовать нецелесообразно — при вы­сыхании окрашенной поверхности цвет проявляться не будет; при введении в колер пигмента больше вер­хнего предела — пострадает качество окрашенной поверхности.

В настоящее время магазины строительных ма­териалов предлагают широкий выбор полуфабрика­тов клеевых красок: «Краски малярные клеевые», «Краски сухие для внутренних работ» (с широкой гам­мой цветов), «Побелка малярная», а также концент­рированные краски и краски готовые к применению различных цветов. Такие краски очень удобны и зна­чительно сокращают затраты рабочего времени.

Казеиновые краски

Данный вид лакокрасочных материалов достаточ­но дешев и прочен. Основное применение казеиновых красок — окрашивание фасадов по оштукатуренным и деревянным поверхностям. Казеиновые краски вы­пускаются в виде сухих полуфабрикатов и доводятся на рабочем месте до рабочего состояния.

Для приготовления колера из сухой казеиновой краски берем:

краска казеиновая сухая — 1 кг;

олифа натуральная или «Оксоль» — 30 г;

квасцы алюминиево-калиевые — 8 г;

вода — около 1 л.

Сухую казеиновую краску разводим половиной необходимого количества воды, перетираем через ча­стое сито и настаиваем 1 час. Затем при постоянном перемешивании постепенно добавляем олифу и раз­водим до рабочей густоты (вливаем остальную воду). В последнюю очередь в состав вводим раствор квасцов.

Для определения необходимого количества крас­ки воспользуемся нормативом: на 1 м2 расход краски составляет 350 г.

Воднодисперсионные (водоэмульсионные) краски

Отличным выбором материала для окрашивания стен и потолков жилых и подсобных помещений яв­ляются воднодисперсионные краски. Они выпускают­ся в готовом виде и не требуют дополнительной под­готовки перед использованием (разве что при загус­тении их следует развести водой до необходимой консистенции).

Еще одним плюсом является то, что эти краски дают воздухопроницаемые покрытия (то есть повер­хности «дышат»). Применяются воднодисперсионные краски для окрашивания бетонных, гипсобетонных и оштукатуренных поверхностей; ими можно окраши­вать поверхности из ДСП и изнаночной стороны ДВП (только после предварительной проолифки).

В сухих помещениях возможно применение лю­бых из предлагаемых воднодисперсионных красок, в помещениях с повышенной влажностью рекоменду­ется использовать краски ВД-ВА-129 и ВД-ВА-224, так как в их состав входят водостойкие компоненты.

Выпускаются воднодисперсионные краски белого цвета. При желании их можно «подколеровать», до­бавив перед использованием цветную пигментную па­сту {см. «Цветные клеевые составы»).

Окрашивание такими красками производим в два слоя. Продолжительность высыхания каждого слоя — 1 час. Краски пригодны как для окрашивания кистью и валиком, так и краскопультом. Норма расхода краски при двухслойном покрытии для каждой краски инди­видуальна (указывается на упаковке), но не превы­шает 250 г на 1 м2.

Масляные и алкидные краски и эмали

Масляные и алкидные краски и эмали относятся к разряду универсальных, они применимы для окра­шивания практически любых поверхностей: бетонных, кирпичных, оштукатуренных, деревянных и метал­лических. Используются масляные и алкидные крас­ки и эмали в помещениях, к которым предъявляются повышенные санитарно-гигиенические и декоративные требования, так как они образуют прочные, водостой­кие, легко моющиеся декоративные покрытия.

Для начала определим разницу между масляны­ми красками и эмалями.

Масляные краски — это суспензии пигментов и наполнителей в пленкообразователе — масле или олифе; при высыхании они образуют эластичную непрозрач­ную окрашенную однородную пленку.

Эмали же представляют собой суспензии пигмен­тов и наполнителей в лаках. При высыхании они обра­зуют твердую непрозрачную окрашенную пленку. Имея в своем составе большое количество пленкообразо-вателя — синтетического лака — и малое количе­ство наполнителя (в отличие от масляных красок, где соотношение этих компонентов обратное), эмали об­ладают повышенными декоративными качествами. Пленка, образующаяся при высыхании эмалей, мо­жет иметь как глянцевую, так и матовую фактуру.

Прежде чем говорить о потребительских каче­ствах масляных красок и эмалей, поговорим об... эти­кетках, которыми снабжена их тара; точнее не об эти­кетках, а о той информации, которую они содержат. А информация эта обычно «закодирована», и «раско­дировать» ее непосвященному человеку трудно, а ведь буквенно-цифровой «код» несет в себе все необходи­мые сведения о свойствах, назначении, условиях эк­сплуатации конкретного лакокрасочного материала. Ну что ж, подберем ключ к этому коду.

Код бесцветных лаков состоит из четырех, а пиг­ментированных материалов — из пяти групп знаков.

Первая группа несет информацию о виде лако­красочного материала и обозначается словом: краска, эмаль, лак, грунтовка, шпатлевка.

Для масляных красок существует исключение: если при изготовлении конкретной краски использо­вался только один пигмент, то вместо слова «краска» указано наименование этого пигмента, например «ох­ра», «сурик» ит.д

Вторая группа обозначается двумя буквами и ука­зывает на тип пленкообразующего вещества. Вот это уже посложнее. Чтобы разобраться во всех ПФ-ах и ПЭ-нах, нужно знать, что же скрывается за этими двумя буквами.

Итак: Лакокрасочные материалы на основе поликон­денсационных смол:

ау — алкидноуретановые;

мч — мочевинформальдегидные смолы;

пф — пентофталевые смолы;

ур — полиуретаны;

гф — грифталевые смолы;

ко — кремнийорганические смолы;

мл — меломиноалкиды.

Полиэфирные лакокрасочные материалы: пэ — полиэфиры насыщенные;

фа — фенолалкиды;

фл — крезолформальдегиды;

эп — эпоксидные смолы;

эт — полиэтилен и полиизобутилен;

эф — эпоксидно-эфирные смолы.

Лакокрасочные материалы на основе полимери-зационных смол:

мс — алкидно- и масляностирольные;

ак — полиакрилаты;

нп — нефтеполимеры;

ва — поливинилацетали;

вл — поливинилбутерали;

хв — поли- и перхлорвинилы;

кч — каучуки.

Лакокрасочные материалы на основе сополимеров:

ас — сополимеры полиакрила;

вс — сополимеры поливинилацетали;

хс — сополимеры винилхлорида.

Лакокрасочные материалы на основе эфирной целлюлозы:

ац — ацетилцеллюлоза; нц — нитроцеллюлоза; эц — этилцеллюлоза.

Лакокрасочные материалы на основе природных смол:

бт — битумы и пеки;

кф — канифоль;

шл — шеллак;

ма — масла растительные;

ян — янтарь.

Зная тип пленкообразующего вещества конкрет­ного  лакокрасочного  материала,  легко  подобрать шпатлевку и грунтовку под этот материал, а также растворитель — для разбавления загустевшей краски и очистки инструмента, рук и т. д.

Третья группа, а точнее, одна или две цифры, сообщает нам о рекомендуемых условиях эксплуата­ции покрытия из данного лакокрасочного материала:

1    — атмосферостойкие;

2    — атмосферостойкие внутри помещения;

3    — защитные, консервационные для металло­изделий;

4    — водостойкие (устойчивы к горячей воде);

5    — специальные (для резины, для кожи и т.д.);

6    — маслобензиностойкие;

7    — стойкие к агрессивным средам (химически стойкие);

8    — термостойкие;

9    — электростойкие;

О — лак, грунт, полуфабрикат, густотертая мас­ляная краска;

00 — шпатлевка.

Знание расшифровки третьей группы позволит вам уберечься от лишних расходов. Ведь краски, обладаю­щие какими-либо специальными качествами, обычно стоят дороже.

И приобретая краску с цифрой 5 (специальная), например, для окрашивания потолка в холле, вы не толь­ко тратите лишние деньги («лишние» не в том смысле, что у вас их много, а в том, что их можно было сэконо­мить), но, возможно, и не получите того результата от окраски, который даст использование краски с циф­рой 2 (атмосферостойкие внутри помещений) — кото­рая и предназначена именно для окрашивания внутренних помещений.

Знаки третьей группы отделены от знаков второй группы дефисом.

Знаки четвертой группы — это порядковый но­мер, присвоенный данному лакокрасочному материа­лу при его разработке (одна, две или три цифры). Четвертая группа может быть вам полезна лишь в том случае, если приходится докупать краску, а в том магазине, где вы ее приобретали, данный вид закончился. Так вот, чтобы не нарушать однороднос­ти окрашенной поверхности, рекомендуется докупить аналогичную краску именно с тем порядковым номе­ром, что и первоначально используемая краска.

Исключение составляет опять-таки четвертая группа масляных красок, здесь вместо порядкового номера ставится цифра, указывающая на то, какая олифа использовалась при изготовлении краски:

1    — натуральная олифа;

2    — олифа «Оксоль»;

3    — глифталевая олифа;

4    — пентафталевая олифа;

5    — комбинированная олифа.

Иногда в обозначении лакокрасочных материалов после порядкового номера проставлен буквенный ин­декс, который сообщает нам о специфических свой­ствах покрытия из данного материала: М — матовое; ПМ — полуматовое; и т. д. Пятая группа обозначается словами и сообщает нам цвет лакокрасочного матери­ала: белая, серо-белая, зеленая и т.д.

Масляные и алкидные краски

Торговая сеть магазинов предлагает масляные и алкидные краски двух видов: густотертые и готовые к применению.

Густотертые масляные и алкидные краски пред­ставляют собой пасту из пигментов и наполнителей, затертых на олифе. Перед применением такие краски разводим натуральной, комбинированной олифой или олифой «Оксоль» и процеживаем через частое сито, чтобы удалить оставшиеся сгустки. Разбавленные до рабочей консистенции густотертые масляные краски обладают хорошей растекаемостью, легко растуше­вываются тонким слоем, что способствует получению гладкой ровноокрашенной поверхности. Наносить крас­ку на окрашиваемые поверхности можно как кистью и валиком, так и краскопультом, работающим от ком­прессора. Продолжительность полного высыхания по­верхностей, окрашенных разбавленными густотерты­ми масляными красками, при нормальной влажности и температуре воздуха более 15 градусов — 24 часа.

Для окрашивания поверхностей внутри помеще­ний применяются густотертые краски марок: МА-021, МА-025, ГФ-023 и ПФ-024. Расход красок (укрывис-тость) указывается на этикетке и зависит от выбран­ного цвета.

Для наружных малярных работ рекомендуется ис­пользовать густотертые краски марок: МА-011, МА-015, ГФ-013 и ПФ-014.

Готовые к применению масляные и алкидные краски практически не требуют подготовки перед ок­рашиванием. Их нужно только тщательно переме­шать, так как при длительном хранении возможно образование осадка. При загустении готовые масля­ные краски можно разбавить скипидаром, уайт-спи­ритом или олифой, используемой при изготовлении красок (см. на этикетке), в количестве не более 5 % от массы краски.

Рекомендуемое количество покрытий при первич­ной окраске — 2-3 слоя, при окрашивании старых покрытий — 1-2 слоя. Продолжительность высыха­ния каждого слоя — 24 часа (при нормальных атмос­ферных условиях).

Для наружного окрашивания рекомендуется ис­пользовать готовые краски следующих марок (здесь и далее в скобках дана укрывистость в граммах на 1 м2): белила цинковые МА-Щ170), МА-11Щ200), МА-15(170), МА-15Щ200), ГФ-Щ170), ГФ-13Щ200), ПФ-14(170), ПФ-14Щ200); краски цветные МА-11(210), МА-15(210), ГФ-13(180)0, ПФ-14(210); сурик желез­ный МА-1Ц35), МА-15(35), ГФ-13(35), ПФ-14(35); мумия МА-1Ц95), МА-15(95), ГФ-13(95), ПФ-14(95) и охра МА-1Ц180), МА-15(180), ГФ-13(180), ПФ-14(180).

При внутренней окраске помещений предпочти­тельнее использовать готовые краски марок: белила цинковые МА-22Ц70), МА-22Щ200); белила липото-новые МА-2Ц170), МА-21Щ190), МА-25(170), МА-25Щ190), МА-22(170); краски цветные МА-2Ц210), МА-25(210), МА-22(210).

Эмали

Для придания поверхностям высоких декоратив­ных качеств широко применяется окрашивание их эмалями. Причем окрашивать можно как новые по­верхности, так и ранее окрашенные масляными крас­ками и эмалями (исключение составляют нитроэмали — о них разговор особый).

Все эмали выпускаются в готовом к употребле­нию виде, расфасованными в емкости от 0,5 до 3 л.

Перед окрашиванием эмали тщательно перемешива­ем и при необходимости разбавляем уайт-спиритом или растворителем РС-2 в количестве не более 5% от массы эмали.

Эмали марок ПФ-2135 и НП-2131 обладают по­вышенной щелочестойкостью, поэтому, выбирая эмаль для окрашивания поверхностей из бетона, асбоцемента или оштукатуренных, предпочтительнее остановить­ся на них.

Как уже было сказано, среди всех эмалей особой группой выделены нитроэмали. Они выпускаются двух марок: НЦ-25 — для окрашивания внутри помещений и НЦ-132 — для наружных малярных работ.

Предназначены они для окрашивания деревянных поверхностей, новых либо окрашенных ранее нитро­эмалями (окрашивание по поверхностям, окрашенным ранее масляными красками или простыми эмалями, не­допустимо). Для нанесения нитроэмалей на окрашивае­мую поверхность рекомендуется использовать компрес­сорный пистолет-краскопульт, так как они очень быст­ро сохнут и плохо растушевываются кистью.

Укрывистость нитроэмали марки НЦ-25 — 100-150 граммов на 1 м2, марки НЦ-132 — 30-120 грам­мов на 1 м2 (в зависимости от цвета).

Нитроэмали подвержены быстрому густению, для их разбавления используем растворители: для НЦ-25 — 645 и 646, для НЦ-132 — 649.

Лаки

Лаки представляют собой растворы пленкообра-зователёй (смол) в различных растворителях, при высыхании образуют твердое прозрачное бесцветное или цветное покрытие. Используются лаки как само­стоятельное покрытие, если необходимо сохранить структуру окрашиваемой поверхности, либо как пос­ледний слой в системе многослойного покрытия для улучшения декоративных и эксплуатационных качеств; например, для предотвращения загрязнения бумаж­ных покрытий (обоев) или для придания блеска по­верхности, окрашенной матовой краской.

Назначение и область применения лаков зависит от типа применяемого при его производстве раство­рителя. По этому признаку существует следующая классификация лаков.

Алкидные лаки

Алкидные лаки — это растворы синтетических алкидных смол (пентафталевых или глифталевых) в органических растворителях.

Для использования в бытовых условиях алкид­ные лаки самый идеальный вариант: универсальны (применимы как для внутренних, так и для наруж­ных работ практически по любой поверхности), лег­ко наносятся кисточкой, валиком и краскопультом (обладают достаточной растекаемостью), образуют твердые прозрачные слабоокрашенные покрытия, водо- и износостойки.

Единственный недостаток — довольно длитель­ный срок полного высыхания — 72 часа.

В группу алкидных лаков входят алкидно-карба-мидные лаки, в составе которых присутствует от-вердитель, позволяющий сократить срок высыхания до нескольких часов. Обладая основными эксплуата­ционными качествами простых алкидных лаков (за исключением применения для наружных работ), ал-кидно-карбамидные лаки используются для покрытия мебели, паркетных полов и изделий из древесины, эксплуатируемых внутри помещения.

Масляные лаки

Масляные лаки, иногда их называют масляно-смо-ляными, представляют собой растворы масляно-смо-ляных субстанций (продуктов взаимодействия расти­тельных высыхающих масел с природными и синтети­ческими смолами) в органических растворителях. Твердые прозрачные пленки, образуемые при высы­хании, имеют светло-желтый (обозначается литерой «с») либо темно-коричневый (литера «т») цвет.

Применяются для первичного лакирования дере­вянных изделий, а также различных поверхностей, окрашенных ранее масляными красками. Продолжи­тельность полного высыхания — 3-48 часов, в зави­симости от атмосферных условий.

В настоящее время в торговой сети появилась новая группа лаков — нефтеполимерные лаки. По сво­им технико-физическим свойствам лаки этой группы не уступают масляно-смоляным лакам и даже имеют два весомых преимущества: они обладают химичес­кой стойкостью по отношению к воздействию моющих средств и различных реагентов и значительно дешев­ле масляно-смоляных лаков.

Спиртовые лаки

Концентрированные спиртовые лаки (концентра­ция 30-45%) и слабоконцентрированные политуры (концентрация 15-25%) получаются при растворении природных смол (шеллака,канифоли и др.) в летучих растворителях, чаще всего в этиловом спирте. Соче­тание малой скорости растворения смол с большой скоростью испарения растворителей делает возмож­ным нанесение нескольких слоев последовательно, не затрачивая времени на высыхание покрытия.

Спиртовые лаки и политуры обладают хорошей адгезией (прилипанием) к различным поверхностям; покрытия из них износостойки, выражение глянце­вые, хорошо полируются. Однако из-за низкой водо­стойкости данные лаки пригодны только для внутрен­них работ в сухих помещениях.

Битумные лаки

Из всего многообразия лаков битумные лаки, по­жалуй, единственные, которым ярко выраженный цвет не сообщается введением пигментов, а изначально присутствует в одном из компонентов. Компонентом этим является битум.

Собственно битумный лак представляет собой смесь специальных марок битума с высокой температурой размягчения с различными смолами и маслами. Битум­ные лаки бывают только черного или темно-коричне­вого цвета. При высыхании лаки образуют покрытия, стойкие к воде и некоторым химическим реагентам.

Применяются в качестве временных защитных покрытий для металлических изделий.

Нитроцеллюлозные лаки

На втором месте по частоте применения в быту находятся нитроцеллюлозные лаки — нитролаки, по­лучаемые путем  растворения нитрата  целлюлозы в смеси активных органических растворителей. Все нитролаки при высыхании образуют твердые прозрач­ные, практически бесцветные покрытия.

Физико-механические свойства, а также назна­чение нитроцеллюлозных лаков зависят от того, ка­кие смолы были использованы при их производстве. Выпускаются лаки для покрытия изделий из древеси­ны; для лакирования изделий из металла, как деко­рирующий и защитный слой в системе многослойных покрытий; для применения при наружных работах.

Время высыхания нитроцеллюлозных лаков не превышает одного часа.

Другие виды лаков

Помимо вышеперечисленных, химическая про­мышленность выпускает и другие виды лаков. Однако они не нашли широкого применения в бытовых усло­виях; это такие лаки, как:

—    полиэфирные лаки. Название вам, может быть, ничего не говорит, но знакомы с покрытием из таких лаков практически все: эти лаки используются при производстве полированной мебели. Работа с эти­ми лаками требует особой точности, именно поэтому они практически не применяются в быту;

—    полиуретановые лаки. Покрытия из полиуре-тановых лаков обладают очень высокой сопротивляе­мостью к механическим воздействиям и, как следствие, исключительной износостойкостью. Лаки используют­ся при производстве мебели и музыкальных инстру­ментов. Повышенные требования, предъявляемые к строгому соблюдению технологического процесса ла­кирования, а также высокая стоимость полиуретановых лаков препятствуют использованию их в домаш­них условиях. Однако последние научные разработки в области производства полиуретановых лаков в ско­ром времени сделают возможным применение их в быту.

И прочее...

Вспомогательные материалы при производстве малярных работ

Настало время приподнять. завесу над этим зага­дочным «и прочее...»: А за ней находятся материалы, которые принимают непосредственное участие в про­цессе малярных работ, сказываются на качестве ок­рашенных поверхностей, но не видны глазу (а если и проглядывают в некоторых местах, то это может го­ворить лишь о низкой квалификации «мастера», про­изводившего окрашивание).

В группу вспомогательных материалов входят: грунтовки, шпатлевки и растворители.

Грунтовки

По составу ингредиентов грунтовки представля­ют собой суспензии пигментов и наполнителей в плен­кообразующем веществе. По сути грунтовки — это составы различной консистенции, обладающие хоро­шей адгезией с поверхностями (с одной стороны) и с лакокрасочными материалами (с другой стороны) и при высыхании образующие на поверхностях пленку, по­зволяющую получить ровную и чистую окраску.

В зависимости от требований, которые предъяв­ляются в каждом конкретном случае к грунтовкам, различают следующие их типы:

—    изолирующие грунтовки, препятствующие проникновению влаги и агрессивных сред к окрашен­ному1 слою. Такой эффект достигается введением в грун­товки сурика железного или цинковых белил;

—    пассивирующие грунтовки. Применяются при окрашивании металлических поверхностей для пре­дотвращения их коррозии. Это грунтовки марок ГФ-0119 и ФЛ-03;

—    грунтовки—преобразователи ржавчины ис­пользуются при подготовке к окраске металлических поверхностей, с которых не удалена коррозия.

Кислота, входящая в состав таких грунтовок, вступает в реакцию со ржавчиной и преобразует ее в полимерную пленку, которая придает коррозионную стойкость всему покрытию.

По назначению грунтовки подразделяются на:

—    грунтовки под известковые краски;

—    грунтовки под клеевые краски;

—    грунтовки под масляные краски и эмали;

—    универсальные грунтовки.

Приведенные ниже рецептуры различных огрун-товочных составов позволят выбрать ту или иную из них (в зависимости от имеющихся материалов).

Грунтовка на известковом тесте под окрашивание известковыми красками

Для приготовления 10 л грунтовки вам потребуется: известковое тесто — 2,5 кг; соль поваренная — 0,05-0,1 кг; вода — около 7,5-8 л.

В 2 литрах кипящей воды разводим поваренную соль до полного растворения кристаллов. В отдельной емкости тщательно перемешиваем 5 л холодной воды и все, положенное по рецепту, известковое те­сто и тонкой струйкой вливаем в него раствор соли. Полученную смесь разбавляем водой до необходимо­го объема в 10 л и процеживаем через частое сито.

Грунтовка-мыловар на негашеной извести-кипелке под окрашивание известковыми красками

Для приготовления 10 л грунтовки нужно:

негашеная известь-кипелка — 1,5-2 кг;

мыло хозяйственное 40%-ное — 0,2 кг;

олифа — 0,1 кг;

вода — около 8 л.

Нарезанное мелкой стружкой или натертое на крупной терке хозяйственное мыло растворяем в 3 л кипящей воды. В горячий мыльный раствор вливаем тонкой струйкой олифу и тщательно перемешиваем до получения однородной жидкости. Во время гаше­ния извести в 5 л воды постепенно добавляем к ней горячий мыльно-масляный состав. Хорошо перемеши­ваем, разбавляем водой до 10 л объема и процежива­ем через частое сито.

Грунтовка-мыловар на известковом тесте под окрашивание известковыми красками

Для получения 10 л грунтовки берем:

известковое тесто — 2,5-3 кг;

мыло хозяйственное 40%-ное — 0,2 кг;

олифа — 0,1 кг;

вода — около 7 л.

Приготовленный как указано в предыдущем ре­цепте горячий мыльно-масляный состав тонкой стру­ей при постоянном перемешивании вливаем в извест­ковое тесто, разбавляем водой до получения объема 10 л и процеживаем через частое сито.

Купоросная грунтовка под окрашивание клеевыми красками

Для получения 10 л грунтовки берем:

купорос медный — 0,1-0,15 кг;

мел просеянный тонкого помола — 2-3 кг;

мыло хозяйственное 40%-ное — 0,25 кг;

клей животный (сухой) — 0,2 кг;

олифа — 25-30 г;

воды — около 6,5 л.

Отдельно готовим три состава: 1) в 3 л кипящей воды растворяем медный купорос; 2) в 2 л варим жи­вотный клей; 3) в 2 л горячей воды растворяем хозяй­ственное мыло. Второй и третий составы перемеши­ваем, причем третий вливаем во второй небольшими порциями при постоянном перемешивании; сюда же тонкой струйкой вливаем олифу. Образовавшуюся мас-ляно-мыльно-клеевую эмульсию соединяем с составом № 1 и охлаждаем. Затем полученную кашицу переме­шиваем с мелом и разводим водой до объема 10 лит­ров. Готовую грунтовку процеживаем через сито.

Квасцовая грунтовка под окрашивание клеевыми красками

Для приготовления 10 литров грунтовки вам по­требуется:

квасцы алюминиево-калиевые — 0,15 кг;

мыло хозяйственное 40%-ное — 0,2 кг;

клей животный сухой — 0,2 кг;

олифа — 25-30 г;

мел просеянный тонкого помола — 2-3 кг;

вода — около 6,5 л.

Приготовим масляно-мыльно-клеевую эмульсию, как описано в предыдущем рецепте. В эмульсию вли­ваем растворенные в 3-х литрах кипящей воды квас­цы и остужаем полученную смесь. Перемешиваем ос­тывшую смесь с мелом, разбавляем водой до получе­ния 10-литрового объема и процеживаем через частое сито.

Грунтовка под окрашивание масляными красками

Состав:

олифа натуральная — 1 кг;

краска густотертая масляная — 0,6-1,2 кг.

Для приготовления такого огрунтовочного соста­ва краску рекомендуется брать такого же цвета, как и та, которой будет производиться окрашивание. Оли­фу небольшими порциями вливаем в краску, тщатель­но перемешиваем до получения однородной жидко­сти и процеживаем через частое сито.

Помимо перечисленных огрунтовочных составов под окрашивание известковыми, клеевыми и масляны­ми красками, которые можно приготовить самостоя­тельно, существует масса других. Они, а также грун­товки под окрашивание эмалями и универсальные про­даются в готовом виде в торговых организациях, реализующих строительные и отделочные материалы.

Завершая разговор о грунтовках, хочу дать один дельный совет: выбирая в магазине готовую грунтов­ку и/ краску для конкретной поверхности, лучше их подобрать одной марки.

Шпатлевки

Предназначенные под окраску поверхности очень часто имеют неровности, углубления как строитель­ного характера (некачественно выполненное оштука­туривание, неплотно пригнанные доски), так и экс­плуатационного (усыхание половиц, глухие отверстия от гвоздей, дюбелей). Для того чтобы получить ров­ную окрашенную поверхность, необходимо устранить эти дефекты. С этой задачей великолепно справляют­ся шпатлевки, которые представляют собой пастооб­разную вязкую массу, состоящую из пигментов, на­полнителей и пленкообразователей.

Шпатлевки, так же как и грунтовки, можно при­готовить самостоятельно (ниже приведены несколь­ко рецептов) либо приобрести в магазинах строитель­ных и отделочных материалов в готовом виде.

Клеевая шпатлевка под окрашивание известковыми и клеевыми красками

Состав:

клеевой раствор 10%-ный — 1 кг;

олифа — 25 г;

мел просеянный тонкого помола — около 2,5 кг.

Сначала приготовим 10%-ный раствор животно­го клея, для чего 0,1 кг сухого клея расплавим в 1 л кипящей воды. В горячий клеевой раствор тонкой струйкой вольем олифу — получим масляно-клеевую эмульсию, на которой затворяем мел до получения пастообразной массы.

Клеевая шпатлевка на купоросной или квасцовой грунтовке под окрашивание известковыми и клеевыми красками

Состав:

клеевой раствор 10%-ный — 0,15 кг;

грунтовка купоросная или квасцовая — 1 кг;

мел просеянный тонкого помола — до необходи­мой консистенции.

Приготовим купоросно- или квасцово-клеевой раствор, смешав купоросную или квасцовую грунтов­ку с раствором клея.

Полученной жидкостью затворяем мел до полу­чения тестообразной консистенции.

Шпатлевка на растительном клее под окрашивание известковыми и клеевыми красками

Состав:

клеевой раствор 5%-ный — 1 кг;

натуральная олифа — 30 г;

мел просеянный тонкого помола — до получения рабочей консистенции.

Из картофельного крахмала или пшеничной муки завариваем 5%-ный клейстер. В горячий клей вливаем олифу и, быстро перемешивая, получаем эмульсию. Перемешиваем эмульсию с мелом до получения тес­тообразной массы — шпатлевка готова.

Масляная шпатлевка под окрашивание масляными красками

олифа натуральная — 1 кг;

сиккатив — 0,1 кг;

мел просеянный тонкого помола — до пастооб­разной консистенции.

Олифу смешиваем с сиккативом — получаем эмульсию, которой затворяем просеянный мел до по­лучения масляно-меловой пасты консистенции густо­го теста. Несмотря на простоту приготовления и дли­тельный срок высыхания, эта шпатлевка хорошо за­рекомендовала себя для применения в бытовых условиях благодаря повышенной прочности.

Шпатлевки под окрашивание эмалями, лаками, а также другие шпатлевки под известковые, клее­вые и масляные краски в широком ассортименте пред­ставлены в торговой сети, расфасованные в емкости от 0,25 кг до 15 кг, а клеевые и масляные к тому же продаются на вес.

Из готовых шпатлевок для больших ремонтных работ наиболее подходят алкидные шпатлевки; для исправления мелких трещин и выбоин — нитрошпат-левки, однако при работе с ними необходимо помнить, что при высыхании они дают усадку (это значит, что, если такими шпатлевками устранять дефекты, имею­щие большие площади, при высыхании шпатлевоч-ный слой растрескается).

Подмазки

Если на поверхности, предназначенной под окра­шивание, имеются лишь небольшие трещины и выбо­ины, то производить сплошное шпатлевание нецелесообразно. В этом случае лучше воспользоваться раз­личными пастообразными подмазками.

Гипсомеловая подмазка под клеевую окраску

Состав:

гипс просеянный тонкого помола — 1 кг;

мел просеянный тонкого помола — 2,5-3 кг;

клеевой раствор 5%-ный — до получения требу­емой консистенции.

Премешиваем мел и гипс до получения сухой од­нородной смеси и затворяем 5%-ным клеевым раство­ром до пастообразной консистенции. Клеевой раствор можно приготовить из сухого животного или столяр­ного клея.

Купоросная подмазка

Состав:

гипс просеянный тонкого помола — 1 кг;

мел просеянный тонкого помола — 2 кг;

купоросно-клеевая эмульсия — до получения рабочей консистенции.

Сначала готовим эмульсию: в 1 л купоросной грун­товки добавляем 150 г 10%-ного клеевого раствора. Затем эмульсию переливаем в широкую посуду и, не­прерывно перемешивая, тонкой струйкой засыпаем смесь гипса и мела до получения необходимой густоты.

Масляно-клеевая подмазка

Состав:

олифа — 1 кг;

раствор столярного клея 10%-ный — 0,1 кг;

мел просеянный тонкого помола — около 2,5-3 кг (до получения требуемой консистенции).

Аналогично предыдущему рецепту первоначаль­но готовим эмульсию: в горячий клеевой раствор тонкой струйкой вливаем олифу и перемешиваем. Эмульсию переливаем в широкую посуду и постепенно подме­шиваем к ней мел. Готовая подмазка должна иметь консистенцию густой сметаны.

Растворители

При выполнении малярных работ масляными крас­ками, эмалями и лаками почти всегда возникает необ­ходимость в использовании растворителей. По назна­чению растворители подразделяются на:

—    чистые растворители, то есть используемые для разбавления загустевших красок, эмалей и ла­ков, для растворения некоторых смол, для очистки рабочего инструмента;

—    растворители-катализаторы, которые помимо растворяющей и разбавляющей функции играют так­же роль ускорителей процесса высыхания.

К чистым растворителям относятся: ацетон, уайт-спирит, сольвент, бензин, керосин, РС-2, № 645, № 646, № 647, № 649.

Ацетон — бесцветная жидкость с резким запа­хом, самый популярный растворитель для простых и нитроэмалей.

Уайт-спирит, или бензин-растворитель, — пред­назначен для разбавления нитроэмалей, для раство­рения смол. Для этих целей рекомендуется применять только высшие сорта. Для очистки инструмента под­ходит уайт-спирит любого сорта.

Сольвент — желтовато-прозрачная жидкость со специфическим запахом. Используется для растворения и разбавления битумных лаков и искусственных олиф.

Бензин и керосин — чаще всего используются как моющие составы, иногда применяются для раство­рения смол и разбавления лаков.

Растворители РС-2, № 645, № 646, № 647, № 649 — универсальные растворители, широко при­меняемые при малярных работах. Каждый из них предназначен для растворения нескольких видов ла­кокрасочных материалов, указанных на этикетке.

Растворителями-катализаторами считаются:

Сиккативы — классический пример растворите­ля-катализатора — представляют собой продукты хи­мического взаимодействия различных металлов с орга­ническими кислотами. Используются для ускорения процесса высыхания масел, масляных красок, олиф и лаков. Без ущерба для качества лакокрасочных мате­риалов допускается добавление сиккатива до опреде­ленного предела: не более 150 г сиккатива на 1 кг краски (лака, олифы). При избытке сиккатива скорость процесса высыхания может продолжать расти, но по­крытие из такого лакокрасочного материала стано­вится очень хрупким и преждевременно «стареет». В продажу поступают: свинцово-марганцевые сикка­тивы №№ 63 (светлый) и 64 (темный) и экстракты № 1 (светлый и темный).

Для добавления в материалы нижних слоев мно­гослойной красочной композиции (грунтовка, олифа) подходят оба вида сиккативов, для добавления в ма­териалы для верхнего слоя предпочтительнее при­менять экстракты (свинцовые соединения относятся к ядовитым).

Для различных лакокрасочных материалов при­меняются сиккативы разных марок: НФ-1, НФ-2, НФ-4/i НФ-5.

Скипидар — широко используемый растворитель для масляных красок — представляет собой прозрач­ную жидкость с лимонным, красным, красно-коричне­вым оттенком либо бесцветную жидкость, имеет не­много резкий запах сосновой смолы. Однако далеко не всем известно, что скипидар, если он хорошо очи­щен, служит также ускорителем процесса высыха­ния. Плохо очищенный скипидар в качестве раство­рителя использовать не рекомендуется, так как он, напротив, несколько замедляет процесс высыхания.

Олифы

Олифы по своему химическому составу и физи­ко-химическим свойствам относятся к пленкообразу­ющим веществам: при высыхании они образуют на по­верхности эластичные пленки, не отличающиеся, од­нако, защитными свойствами.

И в то же время олифы при необходимости высту­пают в роли растворителей масляных красок и грунтовок под воднодисперсионные и масляные краски и эмали.

По подбору и соотношению компонентов олифы бывают: натуральные, оксидированные («Оксоль»), комбинированные, глифталевые, пентафталевые, по-лимеризованные, сланцевые, кумароно-инденовые, синтетические.

Натуральную олифу получают из высыхающих растительных масел (конопляного и льняного), к ко­торым в процессе варки добавляют марганцово-кобаль-товый сиккатив. Применяется натуральная олифа для разведения густотертых масляных красок, для раз­бавления загустевших масляных красок, для изготов­ления грунтовок и шпатлевок под известковые, клее­вые и масляные краски, для проолифки поверхнос­тей под окрашивание, в производстве лакокрасочных материалов; используется как при внутренних, так и при наружных работах по разным поверхностям.

Оксидированная олифа («Оксоль») помимо масел и сиккатива содержит уайт-спирит (не более 45%). Применяется для тех же целей, что и натуральная, но только при работе внутри помещений.

Комбинированная олифа по качественному соста­ву идентична «Оксоли», но отлична от нее по коли­чественному составу: доля уайт-спирита здесь не пре­вышает 30%. Применяется главным образом для про­изводства масляных красок, в бытовых условиях.

Глифталевая и пентафталевая олифы, их часто называют алкидными, наравне с натуральной олифой широко используются при малярных работах: для раз­бавления и разведения масляных красок, для проолиф­ки металлических, деревянных, оштукатуренных и бетонных поверхностей перед окрашиванием водно-дисперсионными и масляными красками и эмалями.

Полимеризованные, сланцевые, кумароно-инде-новые и синтетические олифы в домашних условиях обычно не применяются, а используются в промыш­ленном производстве масляных красок, лаков, грун­товок и шпатлевок.

Смывки для масляных красок и эмалей

По сути, в эту группу входят смеси, которые непосредственного участия в процессе малярных ра­бот не принимают, но необходимы при подготовке к окрашиванию поверхностей, которые ранее были окрашены масляной краской или эмалью.

Аммиачно-скипидарная паста

Состав (в частях по объему):    .

нашатырный спирт — 2;

скипидар — 1;

мел просеянный — до получения нужной консис­тенции.

Нашатырный спирт смешиваем со скипидаром и этой смесью затворяем просеянный мел до получения пастообразной консистенции.

Если смешать мел только с нашатырным спир­том, получится прекрасная смывка для удаления ста­рого лака.

Смывка на основе известкового теста и кальцинированной соды

Состав (в частях по объему):

кальцинированная сода или поташ — 1;

известковое тесто (густое) — 3;

вода — 5.

Из известкового теста и кальцинированной соды (или поташа) приготовим «кашицу», которую разба­вим затем водой.

Смывка на основе известкового теста и мела

Состав (в частях по объему): известковое тесто — 1; мел просеянный — 1;

раствор каустической соды 20%-ный — до полу­чения требуемой консистенции.

Известковое тесто перемешиваем с просеянным мелом, сюда же можно добавить одну объемную часть асбестовой пыли, и затворяем эту смесь 20-процент­ным раствором каустической соды до получения пас­тообразной консистенции.

Химическая промышленность выпускает готовые смывки для масляных красок, эмалей и лаков — типа БЭМ различных марок.