МЕБЕЛЬ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ СТИЛЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ

Важной и неотъемлемой частью любого интерьера по праву являются мебель и оборудование. Изменения сти­лей и направлений моды очень сильно отражаются на конструкции и внешнем облике мебели. Весьма непросто подобрать подходящую для помещения мебель, не нару­шая при этом гармоничности интерьера. Очень привле­кательны формы и дизайн старинной мебели, которая подчас значительно превосходит современную мебель изяществом линий или надежностью конструкции. Се­годня встречаются варианты современной мебели, стили­зованные под мебель прошлых лет. Но следует помнить, что подобные вещи, пусть и великолепно выполненные, подходят не для любых интерьеров. К тому же и тогда допускались разного рода ошибки, которых повторять не следует. Поэтому включение в современную обстановку стиля прошлых лет должно быть обосновано и творчески осмыслено.

Во все века форма и конструкция мебели отражали материальные возможности общества, уровень развития культуры, бытовой уклад, эстетические представления людей. В одни времена мебель рассматривали как необ­ходимый функциоцальный предмет быта, в другие пред­меты обстановки ценились в первую очередь за необыч­но-сложную декоративную форму, когда внешний вид считался более важным достоинством нежели функцио­нальное назначение. Таким образом, каждая обществен­но-экономическая формация, каждый классовый строй определяет свой характер оформления интерьера.

С того времени, как человек познал великолепные свойства древесины и мастера Древнего Египта, Греции, Рима научились применять гнутье, склеивание, соедине­ния на нагелях и шипах, появились первые основопо­ложники создания бытовой мебели.

В дальнейшем это искусство развивалось и совершен­ствовалось. Но уже с древних времен изготавливали лар­цы, сундуки, комоды, стулья, кресла, кровати и другие изделия. Одновременно с многообразием форм мастера совершенствовались в украшении изделий разнообраз­ной росписью, инкрустацией, золотом, слоновой костью, древесиной различных пород, резьбой и другими спосо­бами. Древние греки и римляне достигли очень высокого уровня в оформлении своих апартаментов. Примерно в конце десятого века появилась первая европейская худо­жественная система средневековья, так называемый ро­манский стиль, в твореньях которого преобладала гру­бая, необузданная сила. Изготовлялась такая мебель кузнецами и плотниками, а основными инструментами для изготовления мебели служили топор и струг. Поэто­му конструкции применялись самые простые, а мебель получалась массивной и грубой. Так, например, шкафы делались из необработанных досок без применения вязок и держались при помощи накладок из кованого железа.

С начала двенадцатого столетия и до пятнадцатого века включительно господствовал готический стиль. Он ознаменовался использованием различных архитектур­ных элементов — колонн, пилястр, карнизов, фронто­нов. Причем декоративное оформление встречается по­всюду.

Преемником и продолжателем готики явился стиль Ренессанс (XV—XVI вв.). Для украшения применяются различные виды резьбы по дереву. Помимо геометричес­кого орнамента, с успехом используются необычные композиции, например, вьющиеся растения, украшаю­щие фигуры животных или человека, и другие. Боль­шим спросом пользуются такие виды отделки, как рос­пись, инкрустация, позолота.

Праздный образ жизни знати XVII века ознаменовал начало нового периода развития искусства в целом — стиль барокко. Интерьеры этого стиля выделяются осо­бенным великолепием и роскошью. Новые формы мебе­ли способствовали выражению идеалов монархии, арис­тократии и церкви. Такой  стиль позволял эффектно продемонстрировать окружающим свои престиж и богат­ство. Использовались лепка, роспись, скульптура, мра­мор, позолота. Под стать обстановке была и мебель. К этому времени ее научились лакировать. Обновляется привычный набор мебели. На смену ларей и сундуков приходят шкафы и кабинеты, столы-бюро, футляры для часов.

После пресыщения пышными формами и яркими об­разами, начиная со второй четверти XVIII века, помеще­ния и мебель стали отделываться в стиле рококо, кото­рый можно назвать утонченным барокко в уменьшенном масштабе. Вместо громоздких предметов появляются не­большие и легкие. На смену яркому шику пришли изящ­ная декоративность, утонченность и вычурность форм, отсутствие прямых линий. На сегодняшний день это один из самых распространенных стилей, пользующийся повышенным спросом как у нас, так и за рубежом.

Причудливые формы и манерность рококо сменил классицизм, возникший во второй половине XVIII века. Причудливо искривленные щиты и ножки изделий вып­рямились, напоминая нам античные мотивы. Теперь де­коративно-художественное оформление усиливает и под­черкивает конструкцию. Например, линии декора повторяют очертания предмета, выявляют ящики, ниши и другие детали. Фундаментальность построения формы, а также украшение деталей в стиле классицизма нередко применяются и в наше время

На смену классицизму пришел пышный ампир, стиль Наполеона, который также стал эталоном для подража­ния во всей Европе. Монументальность, торжественность и помпезность характерны как для интерьера, так и для мебели.

Первыми шедеврами русского ампира стали здания Казанского собора и Горного института в Петербурге, получившие впоследствии мировую известность. Созда­телем этих прекрасных творений стал великий русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин, а началом рас­цвета русского ампира можно считать 1814 год. Не слу­чайно  расцвет  русского  ампира,   иногда  называемый «александровским», пришелся на послевоенные годы. Возвращение домой русского корпуса сопровождалось вывозом из побежденной страны огромного количества образцов мебели и бронзы, среди которых были и шедев­ры французского ампира.

Ампирную мебель можно узнать по античным, римс­ким архитектурным формам.

Передние стенки шкафов, комодов, бюро очень четко разграничивались при помощи всевозможных колонн, пилястр и карнизов.

В этот период популярным материалом стало красное дерево, темный фон которого украшали строго симмет­ричные бронзовые золоченые украшения или золоченая неглубокая резьба. Мебель практически перестали кра­сить, так как первостепенное значение приобрели есте­ственность и природная фактура дерева.

На фоне пышного французского стиля русский ампир отличался заметной строгостью и академичностью.

Работы Андрея Воронихина сильно выделяются сво­ей самобытностью и неповторимостью на фоне европей­ского ампира. В наше время их можно назвать «дизай­нерскими».

Наряду с эскизами архитектурно-художественных об­разов помещений, художник разрабатывал самым тщательным образом всевозможные отдельные элементы ин­терьера, которые в комплексе должны были составить целостную архитектурную композицию.

Опираясь на творения французских мастеров, Воро-нихин по-своему интерпретировал стилистику француз­ского ампира, еще более приблизив ее к античности и лишив дворцовой помпезности. Совершенно по-новому «зазвучала» мебель для жилых комнат и камерных за­лов, разработанная по рисункам и эскизам Воронихина.

Воронихин, помимо красного дерева, широко исполь­зовал крашенное « под старую березу ». Интересной чертой «воронихинского подхода» стало использование вышивки в оформлении мебели. Красочные ручной работы картины делали мебель необычайно яркой и вносили домашнюю теплоту в отточенный «профиль» ампирной мебели.

Эскизы Воронихина послужили основой для появле­ния коллекции парадной и бытовой мебели, уникальных декоративных изделий из фарфора и хрусталя, всевоз­можных светильников. Все произведения искусства со­здавались на лучших заводах России, в лучших мастерс­ких Петербурга.

Еще одним творцом русского ампира можно считать великого Карла Росси, автора потрясающих городских ансамблей Петербурга, превратившихся благодаря ему в один из прекраснейших городов Европы. Карл Росси воплощал свои замыслы не менее широко — от эскизов принадлежностей для письма до полного комплекса ар­хитектурных решений.

Знаменитые ансамбли Росси продуманы до мельчай­ших подробностей. Дворцы, выстроенные по его проек­там, воспевались современниками в стихах и прозе, а венцом творчества художника стал Михайловский дво­рец, который по достоинству оценили не только соотече­ственники, но и иностранцы, считая его лучшим творе­нием Европы. Наибольший восторг вызывало убранство интерьера, и особенно мебельные гарнитуры в стиле ам­пир, созданию которых автор уделил особое внимание. Только для Столового зала был спроектирован гарнитур из 108 стульев. Диван, кресла, стулья выполнены с учетом всех «требований стиля». Из материалов Росси отда­вал предпочтение карельской березе и древесине различ­ных оттенков в сочетании с тонкой золоченой резьбой.

Русский ампир как стиль многим обязан и таким ма­стерам, как Тома де Томон, Монферран, Стасов, по эски­зам которых создавались прекрасные творения, предназ­начавшиеся для украшения императорского двора и придворных покоев. Изготовляли ее в известных столич­ных мастерских из цельного красного дерева, карельс­кой березы или с применением дорогого морения.

На базе эскизов известных архитекторов и художни­ков того времени многочисленные мастера из помещичь­их усадеб создавали «индивидуальный» ампир, во мно­гом отличающийся от основного направления. Довольно точно воспроизводя столичные образцы, этот своеобраз­ный ампир оставлял себе ощутимую свободу стилевого решения, которое во многом определялось требованиями заказчика. Основными материалами стали традиционно русские породы деревьев: береза, ясень и липа. Иногда их фанеровали, но чаще просто красили под красное де­рево, после чего полировали. Место бронзовых украше­ний в таких гарнитурах занимают плоская резьба или лепнина, окрашенные в черный цвет или позолоченные.

Еще одной разновидностью стал ампир, переделанный в сторону большего удобства и комфорта. В Европе такой стиль получил свое особое название — бидермайер. Рус­ский бидермайер был все же ближе к ампиру, но и в нем прослеживалось стремление уйти от архитектурных члене­ний и скруглить формы отдельных предметов. Ампирные мотивы — грифоны, лебеди, лавровые венки, гирлянды — выполнялись в своем неглубоком рельефе. Украшения были сведены к минимуму, а гладкая поверхность мебели покрывалась фанерой с красивой фактурой — « фонтаном ». Ампир, пожалуй, можно считать одним из последних основных мебельных стилей в Европе и России. Все, что создавалось в дальнейшем, было лишь повторением про­шлых стилей и своеобразным «отголоском дней минув­ших». И лишь короткий всплеск модерна начала двадца­того    века,    охвативший    фактически    всю    Европу, дополнил все виды искусства своими фантастическими текучими линиями.

Спокойная и упорядоченная жизнь начала XIX века постепенно вытесняет пышность и размах традиций больших «королевских стилей». Формы мебели пере­страиваются в наиболее доступные, приближенные к по­вседневной жизни. Массовая мебель того времени была весьма примитивной. Качество подобной мебели оставля­ло желать лучшего.

В конце XIX века неоднократно делались попытки возрождения стилей прошлый лет, однако особых ре­зультатов это не дало. Например, стиль модерн, появив­шийся в конце века, использовал новые формы, порож­даемые фантазией, как правило, наперекор здравому смыслу. Проемы дверей могли иметь необычные очерта­ний, напоминая по форме трапецию. Гладкие потолки украшались стилизованными формами растений, стены окрашивались, обивались декоративной тканью, обши­вались деревянными панелями сложной формы и т.п.

Несколько другую крайность в истории развития мебе­ли представил собой конструктивизм, появившийся в на­чале XX. Основа его состоит в целесообразности, где глав­ное внимание уделяется конструкции, а не декорации. Беда таких изделий в том, что они обделены теплотой. Для подобных изделий придумывались подходящие на­звания, подчеркивающие конструкцию и функциональ­ность, например, «аппарат для сидения» вместо «стула».

Свою историю развития мебели имеет, так называе­мый, северный стиль, основоположниками которого по праву считаются Алвар Аалто и Куннар Асплунд. Глав­ная идея Аалто заключалась в использовании фанеры, распиленной специальным способом и обработанной хи­мическим составом. Прутья из фанеры, или, как назы­вал их сам Аалто, «деревянные макароны», отличались хорошей гибкостью и эластичностью, что позволяло в полной мере проявить авторскую фантазию. А кресла и стулья, спроектированные Куннаром Асплундом в лег­ком, «национальном» стиле, и сейчас выпускаются в Швеции и Италии.

Идея использования фанеры для создания предметов мебели была поддержана и преумножена последующими поколениями скандинавских мастеров.

Классические модели датского дизайнера Арне Якоб-сена, появившиеся в конце пятидесятых годов, во мно­гом определили общую тенденцию оптимистического ди­зайна 60-х годов. Ставшие знаменитыми кресло «Яйцо» и стул, названный ласково «Муравьем», несли в себе ре­волюционно многообразную цветовую гамму и в то же время отличались удобными формами, иногда имитиру­ющими человеческое тело.

Скандинавские дизайнеры одними из первых стали применять новый материал — пластик, не забывая при этом о сложившихся национальных традициях. Как и прежде, при создании мебели широко применяются лег­кая древесина, металлические материалы, которые до­полняются обтекаемыми пластиковыми элементами. В результате получаются новаторские интерьеры, пора­жающие точностью и свободным пространством.

Опыт скандинавских мастеров послужил основой для развития нового немецкого стиля оформления жилища 60-х годов.

Скандинавские интерьеры в это время по-прежнему отличали удобство и комфортность. Очень большую по­пулярность приобрела шведская фирма «Ikea». «Леген­дарные» книжные полки дизайнера Томаса Санделла, которые он выполнял для «Ikea», отличались особенной лаконичностью. Главный принцип работы фирмы «Ikea» заключался в обеспечении максимальных «интерьерных удобств» для среднего класса. «Ikea» очень быстро завое­вала популярность в Скандинавии, а затем так же стре­мительно вышла на мировой уровень.

Дальнейшее развитие скандинавского дизайна отра­жает общемировые тенденции. Приспосабливаясь под международные эталоны, он, однако, не теряет при этом своей скандинавской неповторимости.

Вплоть до середины нынешнего столетия мебельная промышленность выпускала разрозненные изделия, из которых невозможно было создать цельный интерьер.

Затем возникла идея объединения различных предме­тов обстановки по их функциональному и целевому ис­пользованию. Таким образом, началось производство мебели в наборах, рассчитанных на функциональные зоны или целые комнаты. Появляется мебель секцион­ная, стеллажная, трансформируемая, комбинирован­ная. Первые образцы подобной мебели не всегда соот­ветствовали задуманным требованиям, однако был выработан принцип комплексного проектирования ме­бели. Далее происходит постоянный творческий поиск новых форм, различных приемов декорирования и уси­ления художественной стороны. Очень популярной в конце 70-х годов становится стилизация мебели под из­делия прошлых столетий. Такую мебель отличает более совершенная отделка и изящество линий и форм. По­добные виды изделий становятся предметом декоратив­но-прикладного искусства. Широко используются раз­личные виды художественной обработки материала, а роль декоративных элементов часто выполняют велико­лепно обработанные конструкции.