ОБТЯГИВАНИЕ СТЕН ТКАНЬЮ

Настенная ткань как декоративный элемент воз­вращается и становится опять модной. Красивые тка­ни на стенах напоминают о старинных интерьерах, когда стены отделывали штофами, гобеленами и раз­личными жаккардовыми тканями. Декоративные ткани служат важным составляющим элементом всей композиции убранства квартиры, от них может за­висеть характер, колорит и эмоциональная окраска интерьера. Умелым подбором тканей можно значи­тельно изменить зрительное восприятие размеров и пропорций помещений. При выборе декоративных тканей важно учитывать не только их утилитарное назначение и привлекательность каждой ткани в от­дельности, но и стремиться к гармонии всех имею­щихся в квартире элементов. Одноцветные безрисун­чатые легче сочетаются с окружением, красоту мате­риала подчеркивает его цвет, фактура или выработ­ка. Подбирая декоративные ткани для одной комна­ты, надо обязательно учитывать ткани, уже имею­щиеся в других помещениях квартиры. В небольших квартирах, где комнаты непосредственно сообщают­ся между собой, могут быть использованы ткани од­ного и того же рисунка, но с разными оттенками цве­тов. Такой прием способствует зрительному объединению помещений, как бы расширяет пространство квартиры и создает гармоничный, композиционно-целостный интерьер.

Стены можно декорировать любой тканью, одна­ко на практике есть ткани, более или менее подходя­щие для этого. Настенная ткань должна быть отно­сительно эластична. Подойдут стопроцентно хлопко­вые ткани, смеси хлопка с вискозой, льном, шерстью, с материалами, которые могут быть также смешаны с полиэстровой нитью. Смесь хлопка с вискозой, на­поминающая шелк, придает ткани благородный вид, делая ее более блестящей и светящейся, нежели чис­тый хлопок. Большая часть мебельной ткани специ­ально обработана, это означает, что она спокойно пе­реносит влажность, поэтому такую ткань также можно применять для оформления стен. Не стоит использо­вать ткани из стекловолокна, поскольку они могут вызвать некоторые проблемы. Особо стоит оговорить стойкость тканей к загрязнению — таких тканей в последнее время появляется все больше.

Ткань можно натягивать либо на рамы, которые крепятся к стене с уже натянутой на них тканью, либо на рамы, уже прикрепленные к основанию, либо непосредственно на стену.

1. Первый способ значительно проще. Сначала де­лаются деревянные рамы, ширина которых должна быть равна ширине полотна ткани. Очень большими рамы быть не должны, на рамах небольшого разме­ра гораздо проще натянуть ткань так туго, чтобы не было провисания. При обтягиваниии больших рам необходимо использовать ткань соответствующих качества и прочности.

Ткань накладывается на тонкие широкие планки, которыми очерчиваются все контуры квартиры, включая двери и окна. В зависимости от природы подложки, эти планки могут быть прибиты гвоздя­ми, приклеены или прикреплены скрепками. От их толщины и тщательности крепления будет зависеть вся работа.

Сначала в качестве подложки крепится синтети­ческая или хлопковая ткань, которая несет изолиру­ющую функцию. Существуют две возможности зак­репить изолирующую ткань: прикрепить непосред­ственно к стене или планкам. В последнем случае ткань не входит в контакт со стеной, а отделена воз­душной прослойкой. Саму отделочную ткань также кладут на планки, сначала закрепляя на углах, а за-I тем натягивая по всей длине. Верхние и нижние края , % сначала скрепочником закрепляют только на углах, |а затем производят окончательное закрепление.

Ткань прибивают к рамам с обратной стороны мел­кими гвоздями. При этом материал следует раскро­шить так, чтобы напуск на бруски рамы был достато­чен для надежного крепления. На одном из углов ткань закрепляют двумя фиксаторами, а затем с не­большим натяжением одной рукой натягивают ее по направлению к противоположному углу и закрепля­ют здесь другой рукой с помощью скобок.

Сначала ткань следует натянуть на один из длин­ных брусков. Затем с равномерным усилием ее натя­гивают на противоположный брусок. И только после этого ткань натягивается на более короткие бруски. На расстоянии 5—7 см от углов во всех направлениях ткань на время оставляют незакрепленной. Углы сле­дует оформлять в последнюю очередь. Здесь ткань приходится подворачивать. Это делать следует в ту сторону, где подгибы будут менее заметны. Например, при использовании рам высотой в комнату руб­чик должен быть обращен вверх. Зазора между со­седними рамами при этом не появляется. Особенно внимательно это следует делать, если для оформле­ния стен используются толстые плотные ткани.

Обтянутые таким образом рамы крепятся к дере­вянным стенам или набитым по стенам деревянным рейкам при помощи проволочных шпилек, кроме того, обтянутые ткани можно просто навесить на уже имеющиеся на стенах деревянные рейки.

Помимо этого, можно приобрести специальные кре­пежные приспособления из пластмасс или металла, которые ввинчиваются в стену и на которых потом закрепляется ткань. Подобные крепежные приспособ­ления имеют определенное преимущество — при не­обходимости ткань можно освободить от зажимов, снять и постирать.

Крепить ткань к стенам можно и другим способом -\ при помощи отдельных деревянных брусков с зак­ругленными ребрами. Однако в этом случае обычно очень сильно выделяются швы между отдельными полотнищами. Недостаток этого метода состоит еще и в том, что в местах примыкания к проемам, а так­же у пола и потолка, нужно ставить дополнительные декоративные раскладки. Полотнища следует крепить к тыльной стороне тонких закругленных деревянных брусков при помощи двусторонней клейкой ленты или, что еще лучше, тонкими гвоздями. К деревянному основанию или рейкам, прикрепленным к стене, эти бруски прибиваются гвоздями с цилиндрической рас­клинивающейся головкой.

2. Планки крепятся к стене при помощи скрепок 14 мм. Особенно важно укрепить их в углах, у потолка, плинтусов, вокруг розеток и выключателей. За­зор при этом должен быть не более 1 мм.

Сначала натягивается изолирующий слой — под­кладочная ткань. Растягивать ее следует на длину стены с отступом от каждой из сторон по 10 см. За­тем ткань крепится скрепками по периметру: в сере­дине, наверху в центре, внизу и по углам. Не следует при этом натягивать подложку слишком сильно. Вдоль планок ткань обрезается плотницким ножом.

После того как изолирующая поверхность готова, можно приступить к окончательной отделке. Снача­ла карандашом намечается середина каждой стены. Чтобы определить середину заранее сшитого полотна ткани, сложите его по центру изнанкой внутрь, со­единив все швы. Одной рукой держите соединенные швы, а другой натяните ткань. Середину полотна не­обходимо отметить ножницами.

Прежде чем натягивать ткань, следует соединить отметку середины полотнища с отметкой на планке. Во избежание смещения ткань в центре необходимо закрепить при помощи кусочка картона и двух скре­пок. Развернув ткань, предварительно закрепите ее через каждые 50 см — это позволит точно определить и отметить начало крепления.

Для того чтобы начало крепления сделать ровным, ткань нужно изнанкой закрепить на соседней стене. Часть ткани (начало крепления было отмечено во время предварительного крепления) должна заходить на стену, где будет крепиться ткань. Через каждые 5—6 см при помощи картона или планки с легким натяжением закрепите ткань. После этого поверните ткань лицевой стороной (планка в углу останется внутри) и закрепите ее по верхнему краю через каж­дые 20 см, стараясь поддерживать натяжение полотна. Снизу и сверху нужно оставлять напуски ткани по 3 см для отделки. Для закрепления верхнего края возьмите планку и оберните ее в трехсантиметровый излишек ткани, прижав к верхнему краю, затем ук­репите при помощи маленьких гвоздей или иголоч-ника. Каждые 10—15 см фиксируйте планку у края стены, не сдвигая рисунок.

Ткань вокруг двери крепится таким же способом, как по верху стены, прокладывая в излишек планку. Начинать нужно сверху. Отступив 3-4 см по всему периметру дверного проема, сделайте отметку с по­мощью кусочков картона. Затем отрежьте ткань по размеру косяка. Затем закрепите ткань по сторонам косяка, каждый раз проверяя ее вертикальность. Используя пневматический иголочник, можно вби­вать небольшие булавки без головок, которые одно­временно закрепляют и картон, и ткань.

Особенно внимательно следует отнестись к оформ­лению розеток и выключателей. Перед началом этой работы обязательно выключите ток! Розетка окан­товывается временно планками, а затем ткань в этом месте разрезается ножницами. Текстильным клеем покройте планки, обрамляющие розетки, и обратную сторону разрезанной ткани. Дайте клею слегка под­сохнуть в течение 5 минут. Затем ткань протолкните в зазор между розеткой и стеной при помощи узкого шпателя. Через 15—20 минут, когда клей высохнет, излишки ткани отрежьте ножом.

Таким же способом можно закрепить ткань вок­руг вытяжек и выключателей.

Закрепление ткани по нижнему краю необходимо производить, не снимая вспомогательной планки и не натягивая ткани. Когда будет заделываться после­дний вертикальный край (угол, с которого была начата работа), надо иметь в виду, что ткань должна быть подвернута и закреплена иголочником, поэтому это должен быть самый темный угол комнаты.

Оформление дверного бордюра можно сделать уже известным способом или просто приклеить ткань к косяку.

3. Если предполагается крепить ткань непосред­ственно к стене, то сначала необходимо разрезать материал на куски нужной длины, сшить полотнище по размеру стены и прорезать в нем отверстия для окон и дверей. Если при оклеивании стен применяют ткань с орнаментом или рисунком, то необходимо при подготовке полотнищ добиваться их совмещения.

Сначала полотнище крепят вверху, у потолка, туго его натягивая. Гвозди вбивают не реже чем через каж­дые 25 см. После этого полотнище крепят внизу, около плинтусов, следя за тем, чтобы около оконных и двер­ных проемов материал был натянут без морщин. Осо­бенно хорошо нужно крепить в углах.

Если стены оформляются бархатом или ситцем, то ткань можно прибивать, не сшивая полотнищ, от­дельными кусками, забивая гвозди в кромки. Кром­ки можно закладывать одна под другую и распола­гать гвозди в один ряд; можно прибивать и кромки каждого полотнища отдельно.