Ремонт в доме своими руками

С помощью окраски можно изменить зрительное восприятие всего помещения, при использовании свет­лых тонов помещение кажется больше, при исполь­зовании темных - меньше. Так же меняется воспри­ятие при окрашивании каждой стены в свой цвет. Или, например, благодаря цветовым сочетаниям не­жных оттенков и мягкой текстуры поверхности мож­но создать неповторимый эффект безбликового рас­сеянного света, что благотворно влияет на истерзан­ную современным бешеным ритмом жизни нервную систему человека.

Мода на просто ровные, крашенные светлым коле­ром стены пришла к нам с Запада. Стоимость мате­риалов для этого вида отделки достаточно невелика, зато огромны затраты труда, поскольку выровнять кривые поверхности "советских" панельных и кир­пичных жилищ так, чтобы все погрешности закры­вал лишь тонкий слой краски, чрезвычайно сложно. Гораздо удобнее отделать стены более дорогим мате­риалом, который скроет все неровности, но существен­но опустошит ваш карман.

Но если вы все-таки решили покрасить стены, сле­дует правильно выбрать краску в соответствии с ее техническими характеристиками.

Акриловые матовые и полуматовые краски.

Этот вид красок получил свое название от связующе­го вещества — акриловых смол, которые после испа­рения растворителя образуют твердую пленку. Ак­риловые краски годятся почти для всех поверхнос­тей. Они просты в использовании, быстро сохнут, что позволяет наносить второй слой, в среднем, через 4 часа после первого. Если вы хотите иметь мато­вую или полуматовую поверхность, лучше всего ис­пользовать именно эти краски. Другим неоспоримым преимуществом акриловых красок является то, что они лишены неприятного запаха, а инструменты после работы легко отмываются водой.

Глифталевые матовые и полуматовые краски.

Благодаря свойствам своего связующего вещества (ал-кидных смол), эти краски высыхают на воздухе за счет процесса окисления. Их можно использовать во влажных помещениях, так как после высыхания по­верхность становится водонепроницаемой. Глифтале­вые краски непрозрачны, хорошо ложатся и облада­ют эффектом натянутой пленки. И если долгое время они не особенно рекомендовались для жилых поме­щений из-за сильного запаха,.то теперь положение изменилось.

Глянцевые краски. Глянцевыми бывают и акри­ловые, и глифталевые краски, объединенные под об­щим названием - эмали. Они быстро сохнут, разво­дятся уайт-спиритом или водой, бывают как с запа­хом, так и без. Такие краски можно предложить для влажных или особо подвергающихся загрязнениям помещений.

Существуют и полуглянцевые многоцветные крас­ки, созданные с помощью новых технологий по пос­леднему слову науки. Такие краски обладают удиви­тельной стойкостью к разнообразным вредным воз­действиям, что позволяет использовать их при от­делке кабинетов и офисов, банковских помещений или жилых квартир, общественных и развлекательных центров, производственных площадей, научных лабораторий и медицинских учреждений.

Одним из достоинств такого типа красок является их практичность. Такую краску можно наносить прак­тически на любые поверхности, такие как бетон, из­вестковый раствор, штукатурка, шифер, кирпич, де­рево, фанера, ДСП, сталь, алюминий и пр.

Специальные краски. Неидеально ровные повер­хности могут быть избавлены от мелких дефектов с помощью специальных красок, в которых эластич­ные смолы образуют пленку, сглаживающую неболь­шие неровности. 1) Специальные антикоррозийные краски (на основе алкидных смол, без свинца) можно использовать без предварительной обработки метал­лических поверхностей антикоррозийным покрыти­ем. 2) Краски для обработки дерева с микропорами, которые позволяют дереву дышать, иногда содержат фунгицидные и бактерицидные компоненты, препят­ствующие образованию плесени. 3) Не так давно по­явились инсектицидные, бактерицидные и фунги­цидные краски, специально разработанные для того, чтобы уничтожать и отпугивать насекомых, а также противодействовать болезнетворным организмам и ал­лергенам. Безопасный для человека и домашних жи­вотных способ борьбы с вредителями — это так назы­ваемая "система выброса", благодаря которой на по­верхности высохшей краски остаются микрокристал­лы активных веществ, избирательно убивающих орга­низмы, вошедшие с ними в контакт.

Если предполагается окрашивание стен, то к каче­ству основания для получения безупречной лицевой поверхности стены предъявляются очень высокие требования: поверхность должна быть очень ровной, не иметь ямок и бугорков, обладать однородной струк­турой.

Если на стенах имеются серьезные повреждения, необходимо устранить их. Для начала стены нужно тщательно отмыть, удалив плесень и пятна, образо­вавшиеся в результате протечек. Имеющиеся трещи­ны расшиваются и заполняются шпаклевкой, а те, которые имеют тенденцию к расширению, скрепля­ются коленкоровыми лентами (строительным бинтом). Для небольших дефектов можно использовать ра­створ для кирпичной кладки. Более глубокие трещи­ны замазываются шпаклевкой несколько раз.

Даже в том случае, когда не требуется основатель­ный ремонт стен, необходимо уделить не меньшее внимание окрашиваемой поверхности.

Поверхности, покрытые гипсом, зачастую слиш­ком гладки, оштукатуренные растворами или ранее окрашенные — слишком шероховаты. Относительно однородную поверхность основания можно получить, заделав раствором все отверстия и раковины, а за­тем, после высыхания, обработав ее мелкой шлифо­вальной бумагой. После этого полученную поверхность можно огрунтовать краской и, опять же, после вы­сыхания еще раз отшлифовать.

Пористые поверхности (штукатурка, дерево и его производные, цемент, камень, кирпич) нелегко окра­сить, а тем более покрыть эмалью. Поэтому их сна­чала необходимо загрунтовать. Грунтовка-закрепи­тель наносится как краска и придает поверхности необходимую плотность, для того чтобы краска не впитывалась.

Если поверхность была ранее окрашена, старую краску, если она полностью не отслоилась, нужно обязательно счистить, поскольку, в противном слу­чае, все дефекты будут видны через новую краску. Старые клеевые окрасочные слои и побелку можно, предварительно увлажнив, смыть при помощи губ­ки. Слои прочих красок в некоторых случаях можно счистить при помощи шпателя сухим способом. Од­нако иногда очистить поверхность от краски мож­но только с использованием специальных смывок и растворителей. В любом случае это сделать необ­ходимо.

Для окрашивания вам потребуются следующие ин­струменты:

-       ванночка с решеткой для валиков и кистей. В ней удобно хранить инструмент при длительных пе­рерывах в работе;

-       телескопический стрежень, желательно алюми­ниевый. Гораздо дешевле алюминиевого стоит стер­жень, сделанный из нержавейки, но он очень тяже­лый и потому неудобен в работе;

-       защитная лента с "юбкой" очень удобна, когда боишься что-нибудь испачкать при окраске или ког­да-вытягиваешь филенку (границу разных видов ок­раски). Юбка бывает длиной от 10 до 210 см;

-       защитная пленка для стекла с самоклеящимися краями (2 размера);

-       валики. Удобнее купить рукоятку-бюгель (руч­ка с железным Г-образным стержнем) диаметром 6— 8 мм и к ней набор валиков для разных типов краски и фактур поверхностей. При покупке валиков следу­ет учитывать их технические характеристики.

Для окраски небольших поверхностей используются валики шириной 7-16 см, для больших поверх­ностей — 18—25 см.

Большое значение при использовании валиков име­ет материал, из которого он изготовлен. Для работы с водоэмульсионными красками предназначены ва­лики из полистэра; из полиакрила - для латексных красок и лаков; из полиамида — для всех типов кра­сок, в том числе и на растворителях; валики из нату­ральной шерсти — для всех типов красок, причем качество отделки при использовании таких валиков наиболее высокое;

-       валик для углов — окрашивает внутренние углы без кистей;

-       валик для окраски решетчатых ограждений. Этот инструмент представляет собой два валика, при­жатых друг к другу сжимным устройством. При По­мощи пружины при окраске решетки валики раздви­гаются и сдвигаются, окрашивая всю поверхность решетки;

-       валик с защитным кожухом;

-       макловица (прямоугольная, размером 17x17 см) и маховая кисть (круглая) — для огрунтовки и окрас­ки больших поверхностей двумя руками;

-       флейцевая кисть (плоская) — для окряски и сгла­живания поверхности. Использование подобной кис­ти помогает значительно сэкономить краску по срав­нению с круглыми кистями;

-       изогнутая кисть для окраски батарей;

-       круглые кисти - различаются между собой диа­метром и длиной ворса: маленькая круглая кисть для акриловых красок, большая круглая кисть для ак­риловых красок, маленькая круглая кисть для глиф-талевых красок. Рекомендуется покупать кисти с ни-тевым бандажом (оплетка основания кисти прочной ниткой), а еще лучше — с двойным. Самыми каче­ственными из доступных российскому покупателю являются кисти, изготовленные из натуральной ки­тайской щетины;

-       трафаретные кисточки (3 размера);

-       насадка-мешалка на дрель;

-       тампон для нанесения краски.

Для того чтобы защитить мебель и пол от загряз­нения, можно использовать тряпки и газеты, а луч­ше пластиковые чехлы или полиэтиленовую пленку. Однако они не всегда бывают прочными. Лучше все­го подойдут электростатические пленки с клеящимся краем, которые можно укрепить на стене, растянуть и накрыть мебель. Они выпускаются различных раз­меров (20 м х 110 см, 7 м х 55 см, 24 м х 55 см). Использование электростатической пленки с клея­щимся краем возможно даже на неровных поверхно­стях.

Перед применением любая краска должна быть хорошо размешана. Лучше всего это сделать при по­мощи специальной насадки-мешалки для электродре­ли. Чтобы перемешать весь объем краски, насадку следует перемещать вертикально. Прежде чем выта­щить насадку из ведра с краской, обязательно дож­дитесь остановки дрели!

Кисти также должны быть предварительно приго­товлены. Новые — необходимо "оббить" о какой-ни­будь твердый край, чтобы пригладить щетину и уда­лить слабо держащиеся волоски, которые могли бы остаться на стене вместе с краской.

Прежде чем начать покраску стены, убедитесь, что у вас хватит времени ее закончить. Завершив работу, не наносите краску на обработанную стену, чтобы после высыхания она не приобрела разные оттенки.

Начинать покраску нужно с угла между стеной и потолком. Для этого используется круглая заострен­ная кисть. Чтобы не залезать на пограничную терри­торию (потолок, балки и тому подобное), либо очень аккуратно и медленно проводите линию кистью, либо воспользуйтесь защитным приспособлением — огра­ничительной клейкой лентой или широким шпате­лем, который нужно постепенно передвигать. Окра­шивая углы, ведите кисть к центру. Закрасив доста­точную площадь, начните работать валиком. Окра­шивание производится перекрестными мазками, что­бы обеспечить равномерность красочного слоя и что­бы не были видны следы валика.

Окрашивание степ известковой краской стукко. До недавнего времени известковая краска на кле­евой основе использовалась ,для промышленной ок­раски фасадов зданий, а также внутренних перегоро­док, балок и потолков.

Большой популярностью эта краска всегда пользо­валась, благодаря бактерицидным и дезинфицирую­щим свойствам извести, входящей в ее состав. В це­лях борьбы с паразитами, этим составом обрабаты­вались балки и потолки.

Даже сильно разбавленная краска на извести об­ладает несомненным преимуществом - "взявшись" и засохнув, она выравнивает даже ту поверхность, на которой несколько раз проводился косметический ремонт или шпаклевочные работы. Она может быть и подложкой, и финальным покрытием.

Для работы с краской стукко вам потребуется сле­дующее: лоток, гладилка штукатурная, сито, пульве­ризатор, губка, казеин и/или Sikalatex, ведра, щет­ка-кисть, известь, мастихины, мастерок, шпатели, резец, земельные натуральные оксиды, составляющие стукко — известь с клеем, мел (мраморная пыль, ис­панский мел), вода.

Рецепт приготовления этой краски очень прост: 2— 5 частей воды на одну часть порошковой извести. В результате получается более или менее прозрачное "молоко", которое подцвечивают натуральными кра­сителями или песком. Все составы могут быть под­цвечены добавлением глины, охры, печной сажи... но только не красителями на металлической основе, которые будут атакованы молекулами извести. По этой же причине из такой краски нельзя получить светлых оттенков.

Известковым красителем с меловым наполнителем, добавляемым в традиционный состав краски, явля­ется - стукко. Это новшество позволяет достичь при покраске особой декоративности.

При приготовлении краски, кроме красителей и клея, в состав добавляется мраморная пыль, мел, карбонат кальция или один только пигмент. В после­днем случае красителя никак не может быть больше 25% от всего состава (имеются в виду голубые или зеленые оксиды, сиена, желтые или красные кадмие­вые...), поскольку в случае превышения дозы состав может не зафиксироваться.

Сильный состав можно получить, если смешать одну часть извести на одну часть наполнителя. Или одну часть извести на 0,5 части пигмента и 0,5 части наполнителя. Количество жидкости варьируется в зависимости от поверхности, на которую накладыва­ется краска. Примерный состав: 1) разбавленная из­весть — 1,5-2 кг; 2) наполнитель — мраморная пыль 300-400 г (мел 500-600 г); 3) вода (мыль­ная) - 10 л; 4) пигмент.

Улучшить состав можно, добавив сразу закрепи­тель. Это могут быть стандартные традиционные фиксаторы — казеин, но есть и современные закрепи­тели, дающие наилучшие результаты, например, Sikalatex.

Какой бы ни была подложка, ее необходимо смо­чить прежде, чем наносить первый слой красителя. Когда первый слой закрепится и высохнет, его сма­чивают и наносят непосредственно декоративный слой, уже определяющий основные эффекты: мра­мор, облака, трафаретные фризы, фигурная живо­пись и т.д.

Кроме мрамора, который требует специальных при­готовлений и усилий, остальные эффекты подвласт­ны каждому.

Сначала наносится первый слой без добавления красителей. Выровненный, он просыхает, а затем вновь смачивается при помощи распылителя или губ­ки перед тем, как наносится пигментированный кра­ситель.

Количество состава для второго слоя варьируется в зависимости от характера поверхности. В среднем килограмм смеси (1 часть воды, 2 — пигмента, 3 -извести и 10% фиксатора) хватает на покрытие 2 кв. м. Весь полученный состав следует растереть на мра­морной или стеклянной поверхности до достижения необходимой пластичности. Желательно смесь при­готовить накануне покраски, это необходимо, чтобы она "надышалась".

По предварительно смоченной подложке сверху вниз "проходят" первый раз, используя состав из чи­стого красителя или из поделенного на две-три части состава разной пигментации. Три разных оттенка следует смешать шпателем - это придаст краске особое очарование. Лучше, когда все цвета и оттенки подложки основаны на добавлении белого, который, независимо от того, останется он светлым или будет покрыт пигментированной краской, придаст эффект прозрачности и усилит мягкость декора.

На этой стадии работ мы уже имеем дело с почти завершенным произведением, однако можно завер­шить отделку, обработав поверхность особым обра­зом. Среди возможных отделок - обработка поверх­ности мастихином. Регулярно погружаемый в мыль­ную воду, он усилит переходы красок из одной в дру­гую. Также можно обработать поверхность при по­мощи слегка влажной шкурки — это позволяет про­работать фактуру и найти новые решения поверхнос­ти и декора в целом. Конечно, есть и еще много при­емов, позволяющих достигнуть живописных эффек­тов, например, вкрапления из натурального воска, которые добавят глянца.

Сверху стукко лучше всего покрыть краской на клеевой основе с добавлением большого количества воды. Несмотря на такой облегченный состав, крас­ка, обладающая большими кроющими характерис­тиками, выровняет многочисленные дефекты преды­дущей краски.

Окрашивание стен с использованием трафаре­тов. Чередование и сочетание одних и тех же эле­ментов в несложном рисунке или узоре орнамента позволяет их выполнять методом трафаретного ри­сунка.

Трафаретный рисунок является простейшей тех­никой размножения несложных рисунков или орна­ментов. Трафареты представляют собой шаблоны, сделанные из бумаги, целлулоида или листового материала. В последнее время в продаже появились ак­риловые краски в виде геля с прилагающимися к нему трафаретами. Существует около тридцати видов тра­фаретных картинок. Все они — самоклеящиеся и лег­ко укрепляются на стене. Их можно наклеивать мно­гократно, а затем освежить клеящуюся поверхность, нанеся клей из специального аэрозоля, либо прикле­ивать их кусочками скотча.

В зависимости от размера рисунка, краска нано­сится поролоновым валиком или специальными тра­фаретными кисточками разной величины. Не расте­каясь, акриловые краски без запаха высыхают за не­сколько минут, что позволяет работать быстро. Если трафарет нужно использовать снова, вымойте его в большом количестве воды.

Сначала аккуратно расположите на стене трафа­рет по горизонтальной линии, прочерченной каран­дашом, или по угловым отметкам, соответствующим размеру трафарета. Затем убедитесь, что он хорошо приклеился, и начните закрашивать самый большой рисунок. Для закрашивания большого рисунка удоб­нее использовать поролоновый валик, а мелкие ри­сунки наносятся трафаретной кисточкой. Для нане-сеция рисунка лучше применять более густые соста­вы. Проверить густоту можно по тому, как краска стекает с кисти — краска не должна стекать с кисти даже при легком встряхивании. Окуная кисточку в краску, не берите слишком много и старайтесь избе­жать подтеков. Наносить краску нужно кисточкой, легко ударяя ею с одинаковой частотой. При этом можно не бояться заходить за границы прорези. Как только закончена набивка рисунка, аккуратно отклей­те трафарет. Если сделать это после высыхания крас­ки, края рисунка могут получиться рваными.

После окраски рекомендуется при помощи плас­тиковых уголков и "жидких гвоздей" защитить мес­та, с которыми особо часто вступают в контакт. Силь­нее обычно пачкаются наружные углы, места у две­рей на уровне плеча человека, там, где к стенам при­двинуты стулья, у выключателей, в коридорах выше плинтуса и т.д.