ВИДЫ, СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ

При работе с деревом необходимо учитывать его свойства. И это касается не только свойств древесины вообще, но и свойств ее пород. Выбор сорта дерева часто играет очень важную роль, хотя все в конечном счете зависит от того, что мы собираемся делать с ним и каким образом. В частности, хвойные породы под­ходят для изготовления деревянных частей зданий больше, чем породы лиственные, так как хвойные породы имеют более правильную форму ствола и мень­ше подвержены загниванию.

Кроме того, сама по себе древесина как материал имеет множество полезных и важных достоинств. Она одновременно обладает небольшой плотностью и вы­сокой прочностью. С точки зрения соотношения плот­ности и прочности, древесину можно сравнивать с ме­таллами. Древесина достаточно легко поддается скле­иванию, без особого труда соединяется гвоздями, шурупами и т. п. Она хорошо обрабатывается и подда­ется отделке. Наконец, она обладает красивой тексту­рой и другими высокоэстетичными внешними каче­ствами, что делает ее просто незаменимой при изго­товлении мебели, музыкальных инструментов и разного рода художественных изделий.

Дерево как материал характеризуется целым ря­дом качеств, которые имеют большое значение для того, кто работает или только начинает работать с ним. Во-первых, это свойства, которые условно можно на­звать внешними: цвет, блеск и текстура, то есть рису­нок, который можно увидеть на разрезах древесины.

Эти свойства важны, поскольку широко используют­ся в декоративных целях.

Во-вторых, у древесины есть внутренние свойства, среди которых можно было бы упомянуть прочность, способность удерживать металлические крепления и т. п.

Цвет древесине придают содержащиеся в ее клет­ках дубильные, смолистые и красящие вещества. Цвет древесина может иметь самый разный — от белого до черного через желтый, розовый, красный и коричне­вый. При помощи разного рода обработки (пропарива-ния, протравливания, тонирования и т. п.) цвет дре­весины может быть улучшен и скорректирован. По­скольку цвет дерева, а особенно его ценных пород, обладает богатейшими оттенками, он играет огромную роль при изготовлении мебели, музыкальных инстру­ментов, столярных и художественных изделий, напри­мер, при выполнении инкрустаций.

В основном цвет древесины зависит от двух факто­ров: места, в котором произрастает дерево, и его воз­раста. Так, древесина пород, произрастающих на севе­ре, более блеклая, чем древесина южных пород. Кро­ме того, у молодых деревьев цвет древесины более светлый, чем у старых.

Цвет дерева может изменяться под воздействием внешних факторов. В частности, следует учитывать, что под влиянием воздуха окраска древесины может терять свою яркость либо, наоборот, темнеть. Напри­мер, ольха, широко используемая в столярно-мебель-ном производстве, после рубки меняет свою окраску со светло-розовой на темно-коричневую.

Существуют породы дерева, цвет которых может быть очень разным. Так, например, древесина ореха может обладать широкой гаммой цветов, от желтого до черного. Не намного меньше диапазон цветов и у груши.

Если вам необходимо, чтобы древесина была белого цвета, лучше всего взять березу, осину, липу, граб, клен или ель. Серым цветом обладает древесина ясе­ня, грецкого ореха и ядра белой акации. Древесина желтого цвета — у лимонного дерева, заболони белой акации, самшита и сосны. Древесину розового цвета имеет бук, яблоня, груша. Дуб, карагач, лиственни­ца, орех, тис, бук могут использоваться там, где необ­ходима древесина бурого цвета. Красным цветом об­ладает древесина амаранта и ольхи, темно-коричне­вым — древесина ореха, абрикоса, палисандра, светло-коричневым — древесина ореха, карагача, дуба и груши. Наконец, в естественном состоянии черный цвет имеет эбеновое дерево.

При желании цвет древесины можно изменить, о чем будет сказано ниже, в главе «Отделка древесины».

Красивый вид древесине придает блеск. Конечно, блеск древесины можно усилить (при помощи поли­рования, лакировки, вощения и т. д.). Однако не все породы дерева обладают одинаковым блеском изна­чально, и зависит это прежде всего от структуры дре­весины. Особенно сильно блестит древесина белой ака­ции, дуба, платана, ильма, бука, клена. Самыми же «матовыми» породами дерева являются осина, липа и тополь.

Рисунок (текстура) — одно из наиболее ценных свойств дерева. Существует даже понятие — «декора­тивная ценность дерева», и определяется она прежде всего по рисунку. Текстура зависит от ширины годич­ных колец, разницы в цвете сердцевины (ядра) и бо­лее молодых наружных слоев (заболони), наличия или отсутствия крупных сосудов и сердцевинных лучей, а также расположения волокон.

При работе с деревом нужно учитывать, что харак­тер текстуры зависит от направления распила дерева.

Распил дерева бывает поперечным (торцовым), ради­альным и тангентальным. При поперечном раз-, резе распил проходит перпендикулярно оси ствола, а годичные кольца образуют прямые линии. При радиальном разрезе распил проходит через сердцеви­ну ствола; годичные кольца на таком распиле имеют форму кругов. Тангентальный (или тангенциальный) разрез образуется тогда, когда линия распила образу­ет с осью ствола острый угол. Тангенциальный разрез дает извилистые линии .

Лиственные породы дают красивый рисунок на ра­диальном и тангенциальном разрезах, хвойные поро­ды — на тангенциальном разрезе.

В зависимости от породы дерева и некоторых дру­гих факторов различают следующие разновидности текстуры по особенностям рисунка:

— штриховой, или мелкокрапчатый, рисунок харак­теризуется мелкими однородными штрихами. Он получается при разрезе сердцевинных лучей бука, чинары, дуба;

— муаровый рисунок образуется на радиальном раз­резе волнистой березы, красного дерева и серого кле­на и имеет вид полос;

— полосатый рисунок присущ древесине красного де­рева, хвойных пород, ореха и палисандра на ради­альном разрезе ствола. Он выглядит как чередова­ние светлых и темных полос, иногда узких, иногда широких. Применяют древесину с таким рисунком, как правило, при выполнении больших мозаичных наборов;

— волнистый рисунок виден на радиальном разрезе ствола ясеня и березы. Обычно его получают путем специальной обработки — лущения режущим ин­струментом. Очень красиво смотрится на больших плоскостях;

— V-образный рисунок представляет собой рисунок на тангенциальном разрезе, образуемый расходящими­ся от основания полосами. Используется при выпол­нении сюжетных наборов в мозаике, при изготовле­нии мебели и т. п. Им характеризуется древесина дуба, ясеня, ореха и хвойных пород. В принципе, его можно обнаружить на всех породах с различ­ной окраской ранней и поздней древесины;

—  криволинейный рисунок образуется в результате ис­кривления ствола или образования нароста на дере­ве. Виден на тангенциальном разрезе. Его разновид­ностью является раковинный рисунок, который встречается у развилин ветвей карагача, ясеня и некоторых других пород. Получил название из-за специфического узора, напоминающего раковину и состоящего из пятен и перепутанных линий;

—  листообразный рисунок виден на тангенциальном разрезе и характеризуется линиями неправильной формы;

—  рисунок «птичий глаз» образуется из непроросших почек под корой ясеня, украинского тополя и ка­рельской березы и представляет собой сочетание линий и пятен. Является разновидностью сучкова­того рисунка.

Красивый вид древесине могут также придавать и разного рода пороки дерева, прежде всего сучки. Это один из тех случаев, когда недостаток становится дос­тоинством,— естественно, в руках умелого резчика, который практически всегда сумеет эффектно обыг­рать тот или иной порок материала.

Древесина некоторых пород (березы, осины и др.) по всей толщине ствола имеет одинаковое строение, сходное со строением заболони, а потому 1ее цвет ров­ный. Разница в цвете характерна для хвойных пород. Из лиственных пород наиболее красивой текстурой обладают те, у которых ярко выражены годичные коль­ца и сердцевинные лучи (дуб, клен, бук, карагач, пла­тан и др.).

Свилеватость (волнообразное и путаное расположе­ние волокон вдоль оси ствола) и косослой (винтооб­разное, или спиральное, расположение волокон) так­же делают распил дерева очень красивым. Однако по­скольку такие свойства древесины делают древесину менее прочной и более трудно обрабатываемой, свиле­ватую древесину применяют в основном в отделке.

Текстуру можно подчеркнуть при помощи прозрач­ных лаков.

Прочность древесины определяется породой дере­ва, плотностью, влажностью, наличием пороков и на­правлением действующей нагрузки. Самое заметное влияние на прочность древесины оказывает связанная влага, то есть та влага, которая пропитывает клеточ­ные оболочки. По мере увеличения количества свя­занной влаги прочность древесины становится мень­ше. Когда же количество влаги переходит предел гиг­роскопичности (30%), влажность перестает оказывать влияние на прочность древесины.

При работе с древесиной следует также учитывать ее влажность. Влага в древесине бывает свободной и связанной. Особенностью свободной влаги является то, что она испаряется из дерева очень легко. Достаточно вспомнить, что промокшее под дождем дерево высы­хает достаточно быстро, буквально за несколько ча­сов. Связанная влага, напротив, испаряется медлен­но, и для того чтобы высушить дерево, не прибегая при этом к помощи специальных технологий, может понадобиться несколько лет. Кроме того, практичес­кая ценность различия между свободной и связанной влагой заключается в том, что при испарении первой меняется только тяжесть дерева, а при испарении вто­рой изменяется его объем. Последний процесс, то есть уменьшение объема древесины при испарении связан­ной влаги, называется усушкой. Уменьшение объема древесины при ее высыхании неодинаково по различ­ным направлениям. Вдоль волокон средний объем усушки измеряется 1 мм на метр длины. Поперек во­локон от коры к сердцевине при усушке толщина де­рева может уменьшиться на 3-5%, а поперек волокон по окружности годичных колец — 6—10%, то есть со­ответственно на 3—5 см и 6—10 см на метр. При вы­полнении работ, не требующих большой точности, усушка никакой роли не играет, однако в некоторых случаях она может иметь значение.

По величине коэффициента объемной усушки рос­сийские древесные породы можно разделить на три группы:

малоусыхающие (ель, пихта, кедр, белый тополь и др.);

среднеусыхающие (дуб, вяз, бук, осина, ясень, чер­ный тополь, мелколистная липа и др.);

сильноусыхающие (клен остролистный, граб, си­бирская и даурская лиственницы, березы плакучая и белая).

При сушке дерева также следует учитывать, что вла­га испаряется из дерева неравномерно. Сначала влага испаряется из внешних слоев, а затем из внутренних. Такое неравномерное испарение влаги приводит к тому, что в древесине возникает внутреннее напряжение, ра­стягивающее ее на поверхности и сжимающее внутри, в результате чего на дереве могут появиться трещи­ны. Внутренние напряжения сохраняются в уже вы­сушенном материале и служат причиной изменения размеров и формы деталей при механической обработ­ке древесины. Остаточные напряжения можно снять, слегка смочив поверхность древесины водой.

Твердость — это способность древесины сопротив­ляться проникновению в нее твердых тел. По степени твердости древесные породы можно разделить на три группы:

мягкие (сосна, ель, кедр, пихта, осина, липа, оль­ха, тополь); твердые (береза, бук, вяз, лиственница сибирская, ясень, ильм, карагач, клен, яблоня); очень твердые (граб, кизил, самшит, акация белая, береза железная).

Отдельно следует остановиться на так называемых технологических свойствах древесины. К ним отно­сятся способность древесины удерживать в себе ме­таллические крепления, ее износостойкость, способ­ность древесины к гнутью и сопротивление древесины раскалыванию. Мы остановимся лишь на двух пер­вых из них.

При вбивании гвоздя или ввинчивании шурупа в древесину перпендикулярно волокнам последние час­тично разрываются, а частично изгибаются. Чем боль­ше давление, которое оказывают на гвоздь или шуруп огибающие их волокна, тем крепче они держатся в дереве. Способность древесины удерживать в себе ме­таллические крепления тесно связана с ее плотностью и влажностью. Так, чем больше плотность древесины, тем выше сопротивление выдергиванию гвоздя или шурупа. Влажность облегчает забивание гвоздей в дре­весину, а сухая древесина удерживает в себе гвозди гораздо хуже влажной.

Износостойкость древесины — это ее способность противостоять разрушению в процессе трения. Здесь опять-таки можно упомянуть несколько закономерно­стей: древесина больше изнашивается с боковой сто­роны, чем с торцовой; чем больше твердость и плот­ность древесины, тем меньше ее изнашиваемость; влаж­ная древесина больше подвержена износу.

Породы древесины

Выделяется две большие группы древесных пород: хвойные и лиственные. К хвойным породам принад­лежат сосна, ель, кедр, лиственница, пихта, можже­вельник. К лиственным породам относятся дуб, ясень, вяз, карагач, береза, осина, ольха, липа, бук, орех, граб, клен, груша, самшит, рябина. В отдельную груп­пу в материаловедении выделяют так называемые ино­земные породы: секвойю, красное дерево, черное де­рево, палисандр и др.

Сосна — это один из наиболее распространенных и доступных в России сортов древесины. Более распро­страненной породой является сосна обыкновенная. Со­сна имеет прямой ствол, а потому является удобным материалом для строительства. Сосна, произрастаю­щая в северных лесах, отличается наибольшей пря­мизной ствола. К использованию сосны в строитель­стве располагает также ее высокая колкость. Среди других ее свойств можно отметить плотную и проч­ную древесину, сильно пропитанное смолой ядро, в силу чего древесина сосны мало подвержена загнива­нию. Древесина сосны легкая, что в сочетании с проч­ностью составляет очень хорошее качество.

Ранняя древесина сосны — желтовато-белая (ши­риной от 20 до 80 годичных слоев), резко отличается от красновато-бурой древесины ядра.

Сосна широко используется при изготовлении раз­нообразных поделок.

Сосна обладает свойствами, на которые следовало бы обратить внимание тем, кто собирается с ней рабо­тать, а в особенности — тем, кто собирается занимать­ся резьбой по дереву. Древесина сосны очень колкая и, кроме того, обладает достаточно выраженной поло­сатой текстурой. Эти два свойства сосны существенно ограничивают ее применение в резьбовых поделках: ее лучше применять при выполнении крупных эле­ментов.

Как правило, сосна хорошо режется и пилится, осо­бенно если в сосне мало смолы. Тем не менее нужно помнить, что при высыхании ее колкость увеличивает­ся, а резать ее становится труднее. Поскольку древесина сосны неоднородна (годичные кольца сосны отделе­ны друг от друга древесиной со смоляными ходами), она плохо подходит для выполнения мелких изделий и поделок. Лучше использовать сосну в массивных резьбовых изделиях с крупным рисунком, например, в домовой резьбе.

Ель по большей части своих характеристик напо­минает сосну. Она также является одной из наиболее распространенных и доступных пород. Однако древе­сина ели легче, в ней больше сучков. Сучки распола­гаются под прямым углом, а потому на тангенциаль­ном разрезе имеют круглую форму. Сучки иногда бы­вают настолько твердыми, что о них можно сломать инструмент. В ней содержится меньше смолы, вслед­ствие чего ель быстрее загнивает. Из-за сучковатости древесина ели гораздо хуже поддается обработке. По­мимо этого, можно отметить следующие отличитель­ные черты еловой древесины: по сравнению с сосной, ель темнеет медленнее, хотя ее окончательный тон от тона сосны не отличается. Только что обструганная древесина ели немного светлее древесины сосны. В отличие от древесины сосны поздняя древесина ели имеет вид светло-бурой полосы, которая постепенно переходит в желтоватую раннюю древесину.

Ель, произрастающая на севере, по своим качествам лучше, чем ель, растущая на юге. То же самое можно сказать и о сосне.

Очень красивы наплывы на ели, но встречаются они очень редко.

В наших лесах можно встретить два вида кедра: кедр сибирский и кедр корейский. По своим характе­ристикам кедр несколько уступает сосне. Однако, с точки зрения стойкости, против гниения и растрески­вания кедр оказывается более выгодной породой. Кедр хорошо поддается обработке.

Древесина кедра имеет розоватый оттенок. Поздняя древесина желтовато-розового цвета, переходит в ран­нюю постепенно, без резкого контраста. Годичные коль­ца различаются на всех разрезах. У кедра очень кра­сивая текстура. Используют его в резной скульптуре и при изготовлении других резных и точеных изде­лий.

Древесина лиственницы имеет высокие физико-ме­ханические свойства. Ее прочность примерно на треть превосходит прочность сосны. Из-за этого она являет­ся незаменимым материалом в строительстве. Посте­ленные полы из лиственницы могут прослужить очень много лет, и здесь трудно обнаружить древесину, пре­восходящую лиственницу. Кроме того, лиственница мало подвержена гниению. Лиственницу применяют и в мебельном производстве, поскольку она обладает достаточно красивой текстурой.

Древесина лиственницы обладает буроватым оттен­ком. Заболонь узкая, шириной примерно 15—20 го­дичных слоев. Ядро отличается более темным цветом; переход к заболони резкий. Текстура лиственницы хо­рошо смотрится после лакирования. Нередко из нее изготовляют шпон для отделки мебели.

Древесина лиственницы обрабатывается очень хо­рошо и как нельзя лучше подходит для изготовления длинных изделий.

Тисе представляет собой одну из самых редких по­род. Его древесина отличается прочностью, твердостью и высокой тяжестью. Древесина мало подвержена за­гниванию и хорошо поддается обработке.

Заболонь желтая и узкая, ядро — красно-бурое. Го­дичные кольца имеют извилистую форму, тонкие, од­нако хорошо видны на всех срезах.

Дуб имеет прочную и плотную древесину, еще мень­ше подверженную загниванию, по сравнениюс сосной, и обладающую красивой текстурой и цветом. Ядро жел­товато-коричневое или темновато-бурое. Заболонь уз­кая, по цвету резко отличается от ядра. Годичные слои на поперечном разрезе видны очень хорошо.

Древесина дуба легко колется. Наиболее часто дуб применяют в отделке (паркет, двери, оконные пере­плеты), а также в столярно-мебельном и фанерном про­изводстве.

Больше ценится древесина так называемого зимне­го дуба, который произрастает на юге и сбрасывает листья не осенью, а зимой. Особенностью этой разно­видности дуба является то, что желуди у него висят непосредственно на ветвях. Эту разновидность дуба хо­рошо использовать при изготовлении паркета и мебе­ли. Если желуди висят на черешках, то это так назы­ваемый весенний дуб, который по ряду качеств усту­пает дубу зимнему.

Проверить качество древесины дуба можно следу­ющим образом. Берут несколько небольших кусоч­ков древесины от разных досок или бревен, взвеши­вают, а затем опускают в воду. Спустя несколько ча­сов кусочки дуба достают и взвешивают. Лучшим будет тот дуб, который впитал в себя меньше воды. Этот старинный способ, используемый уже очень давно, очень надежен.

Древесина дуба плохо полируется, но хорошо кра­сится протравами и лакируется. Обработка дуба не тре­бует больших усилий.

Особо ценится так называемый мореный дуб, кото­рый от долгого лежания в воде приобрел темный цвет. Ценность мореного дуба определяется тем, что его мож­но обнаружить только случайно, а сам процесс потем­нения дуба проходит очень медленно, что делает про­сто бессмысленной его целенаправленную выдержку в воде. Окраска мореного дуба может колебаться от зелено-коричневой до черной. Мореный дуб менее про­чен, чем обычный дуб, и хуже обрабатывается.

Древесина ясеня отличается высокой прочностью и вязкостью, не склонна к растрескиванию и обладает красивой текстурой. Ядро обладает светло-бурым цве­том; заболонь широкая, желтовато-бурая, в ядро пере­ходит постепенно. Годичные слои хорошо различимы. Практически не усыхает, однако быстро загнивает на открытом воздухе. Из-за легкости в обработке, а так­же из-за высокой способности к гнутью вяз широко применяют в производстве мебели, спортивного ин­вентаря (лыж, весел, теннисных ракеток). Хорошо ис­пользовать ясень при изготовлении дверей. Кроме того, ясень хорошо поддается окрашиванию.

Находят применение и довольно часто попадающи­еся ясеневые наросты, обладающие разными цветами.

Вяз имеет тяжелую и прочную древесину. Как и древесина ясеня, древесина вяза по своим характери­стикам напоминает древесину дуба. Его древесина очень твердая, плохо поддается раскалыванию. При­меняют его в основном в машиностроении и столяр­но-мебельном производстве. Используют его также там, где необходима особая прочность при толчках и ударах.

Древесина старых вязов обладает грязно-розовым цветом, усеяна множеством жилок и штрихов.

Карагач представляет собой породу дерева с узкой желто-бурой заболонью и коричневым ядром. Из-за красивой текстуры древесина карагача особенно це­нится в мебельном и фанерном производстве. Ядро красновато-бурое. Заболонь желтовато-белая, узкая, хо­рошо отличается от ядра.

Береза обладает белой древесиной с желтоватым или красноватым оттенком. Одна из самых светлых пород дерева. Очень хорошо обрабатывается. Поскольку большие куски березы склонны к короблению, лучше все­го применять ее для изготовления изделий небольшо­го размера. Сушится береза достаточно плохо, хотя нередко при сушке бревно может потрескаться только с торца. Нужно помнить, что древесина березы легко загнивает.

Древесина березы широко используется при выпол­нении имитаций под орех, красное дерево, клен. Пос­ле морения и полировки ее поверхность приобретает очень красивый вид.

Особо ценится карельская береза, обладающая из­вилистым расположением древесных волокон, из-за чего ее текстура может быть очень красивой и необычной. До сих пор точно не известно, является ли карельская береза особым видом, или это болезнь дерева. Исполь­зуется для отделки мебели. Необходимо помнить, что карельская береза находится под защитой государства. Естественно, это делает карельскую березу практичес­ки недоступной для обыкновенного резчика.

Близкими внешними свойствами обладает кап, не только березовый. Кап — это нарост на дереве. Осо­бенно красив кап у пород с неодноцветной текстурой древесины. Его используют при отделке деревянных изделий, а тглсже для изготовления разного рода рез­ных поделок, особенно в сочетании с контрастными, по внешним характеристикам, породами.

Осина после хранения в срубленном виде имеет бе­лую древесину, со слабо выраженным зеленоватым от­тенком. Годичные слои различаются плохо, сердце­винные лучи практически не видны. Осина применя­ется главным образом для изготовления игрушек, посуды, в спичечной промышленности и т. п. По срав­нению, например, с древесиной липы, ее древесина более хрупкая. Неплохо обрабатывается, хорошо ко­лется и отделывается. При высыхании не коробится и практически не трескается. По устойчивости к исти­ранию практически не уступает дубу.

Древесина ольхи белого цвета, но на воздухе быстро краснеет; однако этот цвет достаточно скоро тускнеет. Интенсивность цвета после обработки лаком частично восстанавливается. Она отличается мягкостью и легко­стью. Положительные качества ольхи — легкость в об­работке: она хорошо обрабатывается при всех видах руч­ной обработки, не крошится и легко сушится. Древеси­на ольхи вязкая, обладает средней плотностью. Достаточно широко применяется в имитациях под грец­кий орех и красное дерево. Как и дуб, не гниет в воде. Широко применяется в различных видах резьбы.

Липа имеет легкую, мягкую древесину однородно­го строения, которая хорошо режется и мало треска­ется и коробится. Считается, что древесина липы са­мая мягкая. Древесина липы белая, с легким розова­тым оттенком; годичные кольца различаются плохо. Поскольку древесина липы со временем деформирует­ся мало, ее используют при изготовлении чертежных досок, карандашей, игрушек, деревянной посуды и т. п. Может быть использована при изготовлении мебели, и здесь нужно иметь в виду, что лучше всего древеси­на смотрится под белой политурой. Является незаме­нимым материалом в резьбе по дереву, поскольку под­ходит для изготовления изделий любого вида. Особен­но хороша для тех, кто только начинает работать в резьбе по дереву.

Лучшую древесину дает южная липа.

Клен имеет много разновидностей, из которых наи­более распространен остролистый, клен полевой и клен белый (явор). В основном древесина клена белая — с желтым или красным оттенком, тяжелая, прочная, твердая и плотная. Текстура выражена слабо. Древе­сина содержит в себе множество блесток, что придает ей красивый шелковистый вид. Поскольку древесина клена практически не подвержена косослою, его очень легко пилить, строгать и колоть. Древесина клена хо­рошо обрабатывается, отделывается, полируется и ок­рашивается. По этой причине его нередко используют при выполнении имитаций под акацию и самшит. При­менение клена достаточно широкое: его используют в производстве мебели, музыкальных инструментов. Из него также изготовляют колодки для рубанков и фу­ганков. Кроме того, некоторые виды клена использу­ют при декорировании мебели. Хорошо применять клен и для резьбы по дереву.

Кленовый наплыв очень красив, но встречается крайне редко, а потому дорог.

Груша обладает твердой, тяжелой, хорошо поддаю­щейся обработке древесиной; хорошо полируется. Не­редко ее используют для имитаций под черное и крас­ное дерево, тонируя при помощи краплака или туши. Впрочем, использовать грушу лучше при имитациях под черное дерево, поскольку их сходство очень вели­ко. И в каком-то смысле использование груши лучше, поскольку по прочности она значительно превосходит черное дерево. При резьбе из груши нужно быть очень осторожным, так как ее древесина легко колется. По­скольку древесина груши не коробится, она представ­ляет собой незаменимый материал для изготовления приборов.

В основном используется древесина, полученная из дикой груши, поскольку садовая груша редко бывает достаточно толстой для пиления на доски.

Древесина яблони может использоваться в столяр­ных и резьбовых изделиях. Цвет древесины — розо­вый, с ярко-красными жилками. Поскольку дерево склонно к короблению, его нужно использовать в су­хом виде.

Древесина бука очень прочная, обладает краснова­то-белым цветом и красивой мелкой текстурой, с тем­ными черточками на тангенциальном разрезе. На про­дольном срезе легко различимы коричневые серд­цевинные лучи, что позволяет без труда отличить бук от других пород дерева. Бук впитывает много влаги, сильно разбухает и коробится, подвержен загниванию. По этой причине изделия из бука следует покрывать лаком, чтобы таким образом защитить их от порчи.

Бук широко используется при изготовлении мебе­ли, прежде всего гнутой, паркета, чертежных принад­лежностей, корпусов столярных инструментов.

У грецкого (кавказского) ореха древесина с краси­вым цветом и текстурой, достаточно тяжелая, проч­ная и твердая. Особенно ценится в фанерном и ме­бельном производстве, так как легко обрабатывается и хорошо полируется. Свежесрубленная древесина ореха светлая, но затем постепенно темнеет, приобре­тая коричневый цвет. Широко применяется при от­делке помещений, мебели, резных изделий, деталей охотничьих ружей. Чем старее дерево, тем красивее его древесина.

Древесина граба, или белого бука, тяжелая, твер­дая, но при высыхании коробится и трескается. Хоро­шо режется только в сыром состоянии. Сухая древе­сина режется плохо, так что приходится прилагать много усилий. Обладает серовато-белой древесиной с извилистыми годичными кольцами, хорошо различи­мыми на поперечном разрезе. В остальных случаях годичные кольца различаются плохо. Успешно исполь­зуется в имитациях черного дерева, а также при изго­товлении инструментов (угольников, рубанков, рейс­мусов и др.). В мебельном производстве используется мало, так как древесина граба некрасивая и слишком тяжелая.

Редкая и ценная древесина самшита обладает боль­шой прочностью и считается одной из самых прочных пород. По плотности может сравниться с костью. При­меняется для изготовления музыкальных инструмен­тов, пуговиц, резных изделий, ажурных и горельеф­ных вставок, гравировальных досок и т. д. При грави­ровании по самшиту линия получается тонкая и ровная, что очень хорошо сказывается на качестве гравюр. Имеет приятный желтый цвет, иногда с серо­ватым оттенком.

Секвойя обладает узкой белой заболонью и доста­точно широким ядром красного или коричневого цве­та. По своим основным характеристикам похожа на ель, однако меньше подвержена гниению. Древесина секвойи широко применяется в мебельном производ­стве, при отделке интерьеров.

Красное дерево — это общее название для большо­го количества древесных пород, древесина которых об­ладает красным цветом различных оттенков. Дерево акажу, которое и дало название всем этим породам, играет на свету: при изменении направления освеще­ния дерево как бы искрится и переливается.

Поскольку акажу практически не коробится и не трескается, а также хорошо полируется, его применя­ют в производстве высококачественной мебели и при отделке интерьеров в вагонах и пассажирских каю­тах.

Под названием черного дерева в мировой торговле древесиной фигурируют породы древесины черного цвета. Наиболее известным и самым лучшим среди них является эбеновое дерево, которое растет в Ин­дии. Это название достаточно условно, так как древе­сина эбенового дерева может быть коричневой. При­меняют ее для изготовления духовых инструментов, клавишей роялей и в отделке мебели.

Древесина палисандра тяжелая, мало усыхает, хо­рошо поддается полировке. Обладает светло-желтым цветом; цвет ядра — красно-коричневый. Применяет­ся в производстве мебели, клавишных музыкальных инструментов, паркета и т. п.

Пороки древесины

Пороками древесины называются такие ее повреж­дения, которые влекут за собой изменения ее внешне­го вида, целостности тканей, правильности ее строе­ния и, как следствие, ухудшение ее качества и умень­шение возможностей ее использования. Механические повреждения древесины называют дефектами.

Сучки являются самым распространенным пороком древесины. Недостатки сучковатой древесины следу­ющие: портится внешний вид, затрудняется механи­ческая обработка, снижается прочность (при рас­тяжении вдоль волокон и изгибе). Степень сучковато­сти древесины необходимо учитывать при выполнении столярно-плотничных работ.

Помимо здоровых сучков на древесине могут попа­даться и гнилые сучки. В зависимости от степени за­гнивания такие сучки подразделяют на загнившие (гниль поразила менее l/З сучка), гнилые (гниль по­разила не менее l/З сучка) и табачные (выгнившую древесину частично или полностью заменила рыхлая бурая или белесая масса). Нужно учитывать, что за­гнившие сучки не только понижают прочность древе­сины, но и могут оказаться причиной постепенного загнивания всей деревянной заготовки.

В зависимости от формы, количества, размеров и причин возникновения выделяется несколько видов трещин (рис. 5). Метик — это внутренние продольные трещины, отходящие от сердцевины. Подобные трещины появляются в дереве, когда оно еще не срублено, а после рубки, по мере высыхания, увеличиваются.

Морозные трещины (морозобоины) также возникают в растущем дереве, о чем можно судить по специфичес­ким разрастаниям древесины и коры. Такие трещины могут проходить через весь сортимент. Это необходимо учитывать, так как концы трещины могут располагаться в разных плоскостях, а следовательно, сама трещина может быть изогнутой, «не плоской».

Отлупными трещинами (отлупами) называют тре­щины, образующиеся между годичными слоями. Эти трещины также возникают в растущем дереве и уве­личиваются в процессе сушки.

Трещины усушки — это трещины, появляющиеся в уже срубленном дереве в процессе его высыхания. Их появление обусловлено напряжениями внутри дре­весины. По своим размерам трещины усушки несколь­ко меньше перечисленных выше трещин, однако и они могут достигать в длину одного метра.

Среди пороков формы ствола следует отметить сбе-жистость, наросты и кривизну.

Сбежистостью называют уменьшение диаметра ство­ла к его вершине или верхнему отрубу, превышающее 1 см на 1 пог. м. Сбежистость увеличивает количество отходов при обработке пиломатериалов и уменьшает их прочность. Последнее происходит потому, что при распиливании материалов вдоль волокон целостность значительной их части нарушается.

Нарост — утолщение ствола, имеющее свилеватую древесину. Наросты образуются на всех породах дре­весины, но чаще всего встречаются на древесине лист­венных пород. Обработка древесины из-за наростов усложняется. Однако наросты обладают очень краси­вой текстурой, а потому могут использоваться в от­делке мебели и художественных изделий, прежде все­го в качестве облицовочного шпона. Наибольшей цен­ностью обладают наросты карагача, ореха и ильма.

Кривизна — это искривление дерева по оси. Кри­визна круглых лесоматериалов увеличивает количе­ство отходов при их обработке, а также приводит к тому, что в пилопродукции и шпоне появляется ради­альный наклон волокон.

Пороки строения древесины, как правило, также затрудняют обработку и делают древесину практичес­ки непригодной для столярных работ. В то же время пороки строения древесины обладают определенной де­коративной ценностью. Другими словами, мы снова сталкиваемся с одной и той же ситуацией: недоста­ток, в зависимости от вида работы и ее целей, часто может обернуться положительным качеством.

Мы остановимся на таких пороках, как свилева­тость, наклон волокон, завиток, смоляной кармашек. Существуют и другие пороки. Желающих подробнее узнать о них мы отсылаем к специальной литературе.

Свилеватость — это извилистое или беспорядочное расположение волокон древесины, из-за которого по­нижается прочность древесины при изгибе, сжатии и растяжении.

Наклон волокон представляет собой непараллель­ное расположение волокон древесины по отношению к ее оси. При так называемом тангентальном наклоне волокон смоляные ходы, сердцевинные лучи, а также трещины в дереве оказываются как бы перекрученны­ми и идут не строго вдоль бревна. Тангентальный на­клон волокон является причиной усиления усушки и коробления древесины.

Завиток — это местное искривление годичных сло­ев, как правило, обусловленное наличием сучков.

Смоляной кармашек — это заполненная смолой по­лость внутри годичного слоя. Этот порок древесины встречается у хвойных пород, чаще всего у ели. Он негативно влияет на внешний вид древесины, ее проч­ность, способность к склеиванию, а также мешает ее лицевой отделке.

При поражении древесины грибами она начинает гнить или меняет свой цвет. Нужно заметить, что да­леко не все грибковые поражения очень опасны для древесины. Так, существуют грибковые поражения, которые изменяют лишь цвет древесины; они не влия­ют на механические свойства древесины, но портят ее внешний вид и повышают водопроницаемость, а также могут разрушать клеи и лаки. Следовательно, ряд гриб­ковых поражений представляет опасность прежде все­го для внешнего вида древесины и изделий из нее. Од­нако в значительном числе случаев изменение окраски свидетельствует о начале загнивания. Для использо­вания пораженная гнилью древесина не пригодна.

Грибком может поражаться как растущее дерево, так и срубленная древесина.

Нужно помнить, что пораженная грибком древеси­на является опасным источником заражения. Поэто­му рекомендуется внимательно просматривать древе­сину перед тем, как сложить ее для хранения.

Опасность повреждения древесины насекомыми угрожает в основном свежесрубленной древесине. Од­нако насекомые могут повредить и сухую древесину в изделиях.

Древесные материалы

В результате переработки леса вырабатывается боль­шое число материалов и продуктов, используемых в самых разных отраслях промышленности. Вся совокуп­ность этих материалов и продуктов носит название лес­ных товаров. Древесные материалы, применяемые при выполнении столярных и плотничных работ, составля­ют лишь группу внутри лесных товаров.

Древесные материалы подразделяются на круглые лесоматериалы, пиломатериалы, композиционные дре­весные материалы и модифицированную древесину.

К круглым лесоматериалам относятся хлысты, то есть стволы поваленных деревьев без корневой части, очищенные от сучьев. В процессе раскряжевки хлыст делится на две части. Верхняя часть ствола, называе­мая дровяной древесиной, в дальнейшем использует­ся в качестве топлива. Нижняя часть (так называемая деловая древесина) является сырьем, которое в даль­нейшем подвергается химической или механической обработке.

В результате раскряжевки деловой древесины полу­чают бревна, кряжи и чураки. Бревна используются в круглом виде, как правило, для выработки пиломате­риалов. Кряжи предназначаются для выработки спе­циальной продукции (для изготовления шпал, тары, фанеры, лыж и т. п.). Чураки — это отрезки кряжа, предназначенные для обработки на станках; они дол­жны обладать строго определенными размерами.

Пиломатериалы представляют собой механически обработанную древесину. Их получают из бревен. Пи­ломатериалы на основании их размеров и формы под­разделяют на брусья, бруски, доски и обапол.

Брусья представляют собой бревна с пропиленны­ми сторонами. В зависимости от числа пропиленных сторон говорят о двухкантных, трехкантных и четы-рехкантных брусьях. Толщина и ширина брусьев со­ставляет не менее 100 мм.

Толщина брусков составляет не более 100 мм, а ши­рина — не более 200 мм.

Доски имеют ту же толщину, что и бруски, но их ширина составляет не менее 200 мм.

Доски и бруски могут быть обрезными, необрезны­ми и односторонне обрезными. У необрезных пилома­териалов кромки (то есть продольные узкие стороны) не пропилены или пропилены частично, а величина обзола (непропила) превышает допустимые стандарты. У обрезных пиломатериалов все четыре стороны пропилены. Односторонне обрезные доски имеют одну пропиленную кромку.

Строганые доски бывают плоско остроганными (с плоскими гранями), шпунтованными и с фигурной по­верхностью. Шпунтованные доски на одной стороне имеют шпунт (паз), а на другой стороне гребень, вставляемый в шпунт соседней доски. Доски с фигур­ной поверхностью, помимо шпунта и гребня, имеют дорожки.

Различают также сердцевинные, центральные и бо­ковые доски. Это разграничение имеет непосредствен­ную практическую ценность, поскольку здесь учиты­вается не только месторасположение материалов в брев­не, но и их качество. Дело в том, что эти две стороны тесно связаны. Как правило, в сердцевинных досках больше всего сучков, что значительно снижает каче­ство и прочность древесины. Очень часто в сердцевине растущих деревьев образуются трещины. Древесина центральных досок меньше подвержена растрескива­нию, так как в них все годичные слои перерезаны. Боковые доски вырабатываются из части хлыста, рас­полагающегося между центральными досками и гор-быльным обаполом. Такие доски обладают самым вы­соким качеством.

Обапол — это боковые части бревна, получаемые после изготовления брусьев. Различают горбыльный обапол, то есть обапол с пропилом на одной стороне, и дощатый обапол, у которого одна сторона пропилен­ная, а другая пропилена только частично.

Пиломатериалы хвойных пород выпускаются дли­ной от 1 до 6,5 м, а лиственных пород — от 0,5 до 6,5 м. По толщине различаются толстые и тонкие пи­ломатериалы: толщина тонких пиломатериалов не превышает 32 мм; остальные пиломатериалы считаются толстыми.

К композиционным древесным материалам относят­ся: фанера, фанерные плиты, столярные, древесново­локнистые и древесностружечные плиты.

Фанера представляет собой тонкий материал в фор­ме листа. Фанерой называют слоистый материал, по­лученный путем склеивания листов шпона, причем шпон может быть как строганым, так и лущеным. Строганый шпон получают путем строгания древеси­ны поперек волокон. Лущеный шпон вырабатывается в виде листов при помощи специальных лущильных станков: с вращающегося чурака при помощи специ­ального ножа срезаются тонкие листы древесины. Стро­ганым шпоном обычно только облицовывают фанеру и плиты различного назначения; также его использу­ют при облицовке мебели. Изготовляют строганый шпон, как правило, из ценных пород дерева (дуба, ореха, груши и т. п.). Связано это с тем, что строга­ный шпон, в отличие от лущеного, обладает красивой текстурой.

В зависимости от числа слоев различают трех-, пяти-и многослойную фанеру. Как правило, фанера состоит из нечетного числа слоев.

По сравнению с обыкновенными пиломатериалами фанера обладает целым рядом ценных достоинств. Она мало коробится и растрескивается, поскольку величи­на усушки и разбухания у нее значительно меньше, чем у обыкновенной древесины. Во всех направлени­ях она имеет почти равную прочность. Кроме того, в фанере не бывает сквозных трещин, а ее листы имеют большие размеры. Недостатком клееной фанеры яв­ляется то, что под воздействием влаги могут коробиться и растрескиваться ее внешние слои.

Фанера может быть нешлифованной или шлифован­ной, причем как с одной стороны, так и с двух сторон.

При приобретении фанеры нужно обращать внима­ние на то, чтобы листы фанеры были склеены прочно и без пузырей. При сгибании фанера не должна рас­слаиваться.

Как уже указывалось, при изготовлении мебели ча­сто применяют фанеру, облицованную строганым шпо­ном. В тех же целях применяют и другие виды обра­ботанной фанеры: декоративную фанеру, облицован­ную пленочным покрытием, и бакелизированную фанеру, которая клеится из шпона и обрабатывается при помощи синтетических смол. Бакелизированная фанера очень красива. Но поскольку она слишком твер­дая и вследствие этого плохо обрабатывается, то мало подходит для ручной обработки. Кроме того, существу­ет и березовая авиационная фанера. Фанерные плиты, характеризующиеся взаимно пер­пендикулярным расположением волокон смежных сло­ев шпона, применяют, главным образом, в вагоностро­ении и сельскохозяйственном машиностроении.

Столярная плита представляет собой щит, состоя­щий из узких реек, оклеенный с двух сторон луще­ным шпоном. Щиты плит изготовляют из хвойных, мягких лиственных пород или березы. Рейки дом щите из древесины одной породы. Применяют столярные плиты при производстве мебели, а также при выполнении различных столярных работ.

Древесноволокнистые плиты состоят из древесных волокон с добавками специальных составов. Выраба­тываются они из древесных отходов путем термичес­кой, химической и механической обработки щепы и дробленки. Древесноволокнистые плиты обычно ис­пользуются в качестве строительного материала или заменителя фанеры. В строительстве их применяют в основном для термоизоляции и при изготовлении не­которых компонентов интерьера.

Твердые древесноволокнистые плиты практически во всех случаях с успехом заменяют тонкую фанеру. Твер­дые древесноволокнистые плиты по сравнению с фане­рой обладают гораздо большей влагоустойчивостью, совершенно не коробятся и хорошо красятся без пред­варительной обработки поверхности. В столярных ра­ботах в основном применяются твердые древесново­локнистые плиты, отделанные пластиком. Их очень хорошо использовать для изготовления дверок и бо­ковых стенок (например, у разного рода шкафчиков и т. п.). Пилить древесноволокнистые плиты следует мел­козубчатой пилой; образовавшиеся после пиления лох­мотья можно удалить, обработав края детали шкур­кой.

Древесноволокнистые плиты могут иметь лако­красочное покрытие. Такие плиты используются для отделки помещений и интерьеров вагонов, автобусов и т. п. Специально выпускаются также звукопоглоща­ющие древесноволокнистые плиты.

Древесностружечные плиты вырабатывают путем прессования из резаных стружек, отходов и опилок.