ЗАГОТОВКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ-1ч

Если вам предстоит большой объем плотничных и столярных работ, то в первую очередь следует приобре­тать лесоматериалы — круглый лес, пиломатериалы, а также   всевозможные   заготовки — фанеру,   древесные плиты, деревянные изделия и детали (бруски, рейки, доски и пр.).

Рис.   1.2.   Поперечный  разрез

ствола: /    —    древесина    с    годичными кольцами; 2 — сердцевина; 3 — камбий; 4 — кора

В этом случае надо знать структуру деревьев, их поро­ды, механические свойства и область применения. Сердце­вина       древесного       ствола (рис.   1.2)   представляет  со­бой   темную   рыхлую   ткань, которая   у    хвойных    пород тянется вдоль ствола доволь­но прямо, а у лиственных — извилисто. Это наименее цен­ная часть ствола; с нее, как правило,  начинает загнивать древесина, и в растущем де­реве образуется дупло. Вокруг   сердцевины   в   виде   колец   располагаются годичные  кольца,  по  числу  которых  определяют  воз­раст дерева.  Они неоднородны по окраске,  ширине и плотности из-за разных погодных условий в годы роста. Кроме того, каждое годичное  кольцо светлее к серд­цевине.

На продольном разрезе имеются сердцевинные лучи, которые пронизывают годичные кольца. Они хорошо видны в древесине дуба, бука, клена и чинары.

Рисунок, образованный годичными кольцами и серд­цевинными лучами, называется текстурой дерева. Чем она богаче по своим оттенкам, структуре рисунка воло­кон, тем ценнее древесина.

Различную ширину годичных колец, неравномерную окраску, сердцевинные лучи учитывают при раскрое на доски и бруски, которые используют в декоративных целях — для фанеровки (облицовки деревянных по­верхностей) .

Из всех пород деревьев в строительстве чаще всего используют сосну, так как ее древесину можно легко строгать, пилить, хорошо склеивать, окрашивать и лаки­ровать.

Ель занимает второе место по степени применения в строительстве. Преимущества еловой древесины — однородность строения, белый цвет и малая смолис­тость, недостаток — большая сучковатость.

Из ели рубят стены домов, настилают полы, делают двери, переплеты, коробки, наличники, плинтусы и др. Ее древесина по сравнению с сосновой прочнее на 30 %, меньше подвержена гниению, но намного тяжелее. Из-за последнего при использовании еловых пиломате­риалов необходимо дополнительно укреплять фунда­мент дома.

Пихта характеризуется повышенным короблением и растрескиванием, меньшей плотностью, чем у сосны, поэтому ее реже применяют в столярном деле, чем сосну и ель.

Кедр сибирский — древесная порода, близкая по ме­ханическим свойствам к сосне. Древесина липкая, мяг­кая, но плотная и прочная, стойкая против гниения, хорошо обрабатывается.

Из лиственных пород в столярном деле применяют главным образом дуб, ясень, осину, березу, клен, бук.

Дуб обладает высокой прочностью. Из него делают полы, двери, переплеты, различные столбы. Им обши­вают дома. Однако дуб трудно обрабатывать, особенно пилить, строгать, долбить, сверлить, прибивать гвоздя­ми, привинчивать шурупами и винтами.

Ясень имеет красивую текстуру и мало растрески­вается, поэтому служит для изготовления лестниц, перил, рукояток инструмента.

Осину и липу используют как круглый лес для сру­бов, а доски и бруски из них — для настила полов и потолков, изготовления перегородок, мебели. Их древе­сина неустойчива к сырости, поэтому не рекомендуется для изготовления переплетов и наружных дверей. Дре­весину липы широко применяют, как правило, для выполнения наружных резных работ — наличников и карнизов.

Среди всех пород особенно красива по своему внеш­нему виду береза, которая имеет тонкослойную струк­туру, твердую, весьма однородную по строению древе­сину. Ее применяют для изготовления фанеры, дре-веснослоистых пластиков, древесностружечных и дре­весноволокнистых  плит,  паркета,  мебели  и  т. д.

Клен относится к твердым породам дерева с краси­вой текстурой. В местах массового произрастания его используют в виде бревен и досок для строительных работ, а также для изготовления колодок различных стругов.

Из бука изготовляют колодки стругов, паркет, шпон, фанеру. Он трудно поддается обработке, поэтому его мало применяют в домостроении.

Кроме того, в столярном деле часто используют такие породы, как граб, орех, груша, рябина.

Основные характеристики дерева указывают в то­варных ценниках и паспортах качества, прилагаемых к продаваемым лесо- и пиломатериалам, заготовкам (деталям и изделиям). От влажности приобретаемой древесины зависят прочность и долговечность изделий, а также их масса, которая должна учитываться при определении конструкции фундамента. Например, 1 м3 древесины дуба свежесрубленной весит 1,04 т, а в воз­душно-сухом состоянии — всего 0,76 т, сосны — соот­ветственно 0,82 и 0,52, ели — 0,8 и 0,47 т. Заготавли­вать лучше подготовленную древесину, то есть выдер­жанную, так как влага из нее испаряется очень мед­ленно. Например, свежесрубленный дуб содержит от 5 до 7 % влаги, через 6 мес — 43, через 12—39 и через 18 мес естественной сушки — 27 %. Между тем влаж­ность древесины, предназначенной для столярных ра­бот, не должна превышать 10...18 %.

К сильноусыхающим породам относятся липа, бук, ольха, береза, орех, ильм, каштан, вишня, яблоня, граб, груша, самшит; к умеренно усыхающим — осина, сосна, дуб, ясень, тополь, клен, тис, к малоусыхающим поро­дам — ель, лиственница, пихта и др.

При высыхании древесина коробится и часто рас­трескивается. Поскольку наружные годичные слои сох­нут быстрее, а внутренние медленнее, покоробившиеся доски выпуклой стороной всегда обращены к сердце­вине ствола. Это надо учитывать при распиловке заго­товленных бревен и настилке досок.

Спиленное и очищенное от всех сучьев дерево назы­вают хлыстом или стволом. Его распиливают на кряж (отрезок от нижней комлевой части ствола длиной 4 м) и бревно (следующий отрезок ствола).

Круглые лесоматериалы в зависимости от диаметра делят на три группы: мелкие, средние и крупные. У хвойных пород мелкие в верхнем отрезе имеют диа­метр 6... 13 см, средние — 14...24 и крупные — 26 см и более, у лиственных мелкие — 8...13 см, остальные раз­меры, как у хвойных. Кроме того, бревна в каждой группе делятся на три сорта. В строительстве применяют   бревна   второго   и   третьего   сортов.   Их   длина 3,0...6,5 м с градацией через 0,5 м.

Тонкие стволы деревьев толщиной в верхнем сечении 8... 11 см называют подтоварником, а 3...7 см — жер­дями.

Круглый лес используют в основном при капиталь­ном ремонте для замены сгнивших бревен, стоек, балок, лаг и др. Кроме того, его распиливают в продольном направлении по нескольким параллельным плоскостям (рис. 1.3). При этом получают различные пиломате­риалы: доски, брусья, бруски, горбыль, пластины и четвертины (рис. 1.4), которые применяют обычно при текущем и профилактическом ремонте.

Доски бывают толщиной 16 мм и более и делятся на необрезные, полуобрезные и обрезные. Необрезные доски получают при распиловке бревна или кряжа в продольном направлении, У таких досок острые кромки и разная ширина. У полуобрезных досок часть кромки остается неопиленной (обзол) и один конец бывает уже.

Обрезные доски (без обзола) получают при распи­ловке бревна или кряжа, предварительно опиленных с двух сторон.

В практике доски толщиной 20...30 мм называют тесом, толщиной 20 мм — двадцаткой, 25 мм, — дюй­мовкой, а 30 мм — тридцаткой.

Сортность пиломатериала выше, если при распилов­ке выпилена сердцевина ствола.

Пласти досок (плоскости) подразделяют на левые, или внутренние, и правые, или наружные, обращенные соответственно к сердцевине и коре. Наиболее чистую после обработки часть пласти называют лицевой, а противоположную — обратной.

Для выполнения столярных работ в доме наиболее удобны обрезные доски и брусья, а также четырех-кантные брусья.

Брусья — пиломатериалы толщиной и шириной бо­лее 100 мм. По числу опиленных сторон брусья делят на двух-, трех- и четырехкантные.

Заготавливают и более мелкие пиломатериалы: дос­ки и бруски, нарезанные определенного размера с соот­ветствующими припусками на обработку и усушку.

Калиброванные заготовки, обработанные на стро­гальных станках, называют фрезерованными или строганными,   а  иногда  шпунтованными.  Они  могут  быть с плоским и фигурным профилем.

Применяют для настилки полов, подшивки потол­ков, обшивки наружных стен деревянных рубленых или бревенчатых домов, изготовления карнизов и др.

 

 

В качестве облицовочного материала очень часто применяют фанеру — слоистую клееную древесину. Она состоит из трех, пяти и более слоев лущеного шпона.

Лущеный шпон в виде непрерывной ленты получают при лущении чураков на специальных станках. Его из­готавливают из березы, ольхи, липы, ясеня, дуба, бука, сосны и т. д. Саму ленту шпона разрезают на листы заданного размера толщиной 0,35...4,0 мм. По сравне­нию с пиломатериалами фанера обладает рядом пре­имуществ: не коробится, не растрескивается, легко гнется. Хотя она и считается влагоустойчивой, однако, находясь в постоянной сырости, начинает вспучиваться и расслаиваться. Поэтому ею обшивают только сухие помещения: жилые комнаты, кухню, коридоры, холл, прихожую, тамбур входа, потолки, террасу и веранду.

Листы фанеры имеют следующие стандартные раз­меры,   мм:   длина—1220...2440,    ширина — 725... 1525, толщина — 1,5... 18. Ее изготовляют в заводских усло­виях пяти сортов.

Облицованная фанера называется декоративной, изготовляют ее первого и второго сортов. Листы такой фанеры могут быть обычными или шлифованными с одной или двух сторон. Для облицовки используют кро­ме шпона пленочные материалы в сочетании с декора­тивной бумагой или без нее. Из такой фанеры изго­товляют мебель, панели, перегородки, потолки.

Повышенные водо- и атмосферостойкость, а также прочность имеет бакелизированная фанера, которую изготовляют из березового лущеного шпона, склеенного синтетическими смолами.

Очень часто в строительстве применяют так назы­ваемые древесные плиты, которые по сравнению с доща­тыми обладают необходимой прочностью и формоустой-чивостью. Они делятся на столярные, фанерные, дре­весноволокнистые, древесностружечные.

 

Столярные плиты представляют собой щиты боль­ших размеров из узких реек. Последние укладывают так, чтобы они не коробились. Щит из реек называют основой, к обеим сторонам которой синтетическим клеем в один или два слоя приклеивают лущеный шпон. Размеры плит, мм: длина — 2500...1800, ширина — 1525... 1220, толщина — 16...50. Из плит изготовляют двери, перегородки, полы и мебель.

Фанерные плиты состоят из нескольких слоев луще­ного шпона, склеенных между собой синтетическим клеем. Размеры плит, мм: длина — 1525, ширина — 1220, толщина — 15, 20, 25, 30, 45. Основное отличие от клееной фанеры — значительная толщина плит. При­меняют их для различных целей.

Древесноволокнистые плиты состоят из измельчен­ных древесных или других растительных волокон, сме­шанных со специальными составами и спрессованных в однородный материал. Их изготовляют нескольких марок: М — мягкие, ПТ — полутвердые, Т — твердые, СТ — сверхтвердые. Такие плиты применяют для устройства стен, перегородок, дверных полотен, пане­лей, обшивки потолков, отделки домов и изготовления мебели.

Размеры мягких плит, мм: длина — 1200...3000, ширина — 1200...1700  и  толщина — 12,   16  и  25.

Размеры полутвердых, твердых и сверхтвердых плит, мм: длина — 1200...5500 и ширина — 1000...2140. Тол­щина полутвердых плит 6, 8, 12 мм, а твердых и сверх­твердых — 2,5; 3,2; 4,5 и 6 мм. Самый распространен­ный формат плит 2700Х 1200 и 2700Х 1700 мм. Сверх­твердые плиты в отличие от твердых и полутвердых в процессе изготовления окрашивают или грунтуют с лицевой поверхности и применяют для покрытия полов.

Твердые плиты с лакокрасочным покрытием изго­товляют одно- и многоцветными с декоративным печат­ным рисунком. Эмалевое покрытие плит стойко к воз­действию воды. Применяют для отделки санузлов, ван­ных комнат, кухонь и различных помещений, где бывает повышенная влажность воздуха.

Древесностружечные плиты по прочности прибли­жаются к древесине хвойных пород. Тяжело режутся, но хорошо склеиваются как по пласти, так и по кром­кам.

Изготовляют одно- и трехслойные, облицованные лущеным и строганым шпоном, сплошные и много­пустотные, шлифованные и нешлифованные плиты. В зависимости от плотности их масса составляет 500...800 кг. Плиты выпускают нескольких марок: ПС-1 — плоского прессования, средней плотности, однослойные; ПТ-1 — плоского прессования, тяжелые, однослойные и др. Плиты марок ПТ-1, ПС-1, ПТ-3, ПС-3 имеют длину 1800...3600 мм, ширину 1220... 1830 мм и толщину 10...25 мм, плиты других марок — почти такие же размеры, но другую толщину. Например, плиты ЭМ — экструзионного прессования, многопустот­ные изготовляют толщиной 27...52 мм.

Плиты применяют для устройства потолков, полов, стен и перегородок, а также для изготовления встроен­ной мебели и др.

Для ремонта деревянного дома как старого, так и нового образца требуются следующие традиционные изделия: наличники, плинтусы, галтели, поручни, доски для настила чистых полов, раскладки и др. Все эти изделия струганые, или, как их называют профессио­налы (плотники и столяры), фрезерованные.

Изготовляют их разной длины, основной считается 2100 мм и более с градацией 100, то есть 2200, 2300 мм и более.

Наличники представляют собой неширокие тонкие строганые доски с максимальной шириной 74 мм простейшего профиля. Применяют для оформления дверных и оконных коробок, а также для закрытия щелей между стенами и перегородками. В самом наличнике с внут­ренней стороны с отступом от краев по 10 мм выбирают углубление в 2 мм, которое обеспечивает плотное при­легание их к стенам и перегородкам.

При ремонте окон наличники используют для их украшения. Для деревянных рубленых домов наличники изготовляют обычно шириной 100...150 см.

Плинтусы и галтели простой и сложной формы слу­жат для закрытия щели между полом и стеной, а такжедля предохранения стен от загрязнения при мытьеполов. Их крепят не к полу, а к стенам. Таким образом,они не только закрывают щель, но и прижимают доскипола к балкам или лагам, особенно по их торцевымI сторонам. Поручни изготовляют для металлических перил. Та-

(Такие же поручни, но большей толщины применяют и при устройстве деревянных лестниц. Форма поручней может быть разной.

Доски для настила чистых полов применяют тол­щиной 28 и 36 мм и шириной 68...138 мм. Чтобы при хождении они не прогибались, балки или лаги насти-"V* лают чаще. На одной стороне доски имеется паз, на другой — гребень. Глубина паза 7 мм, ширина 6 и 9 мм. У гребня ширина такая же, а высота на 1 мм меньше глубины паза. Это необходимо для более плотного при­мыкания. С этой же целью на кромках досок имеются необходимые скосы. С нижней стороны досок на рас­стоянии 15 см от краев делают углубление (продух) в 2 мм, что обеспечивает плотное прилегание досок к балкам или лагам и вентиляцию. Нижнюю сторону досок обрабатывают антисептиком.

Бруски для настила полов заменяют доски. Толщина брусков 28 мм, ширина 35...55 мм, не считая гребня. Они также имеют с одной стороны паз, с другой — гребень, нижняя сторона ровная, но для более плотного приле­гания к балкам или лагам в брусках лучше всего сде­лать углубление.

Доски для обшивки деревянных домов выпускают двух  типов  толщиной   13 мм.   Ширина  досок  первого типа — 49, 68, 88 и 118 мм, второго — 33, 62 и 82 мм. Кроме указанных изделий для ремонта могут потре­боваться   также   блоки   с   оконными   переплетами   или дверные с полотнами, различные шпунтовые дощатые двери, выполненные с фальцем и перегородки с плот­ными, непродаваемыми швами.

Одновременно с приобретением древесины и основ­ных пиломатериалов необходимо позаботиться и о ма­териалах для склеивания, крепления и отделочных работ.

Для склеивания древесины применяют всевозмож­ные клеи: глютеиновые, казеиновые, синтетические и эпоксидные. Концентрация клея зависит от содержания в нем сухого вещества, выражаемого в процентах от массы раствора. Их выпускают чаще сухими в плитках длиной 150...200 мм, шириной 80... 100 мм, толщиной 10... 15 мм, а также в виде крупы или чешуи (более удобны при приготовлении — быстрее набухает).

Глютеиновые клеи рекомендуется применять для склеивания внутренних изделий и конструкций, так как они не обладают достаточной водостойкостью.

Казеиновые клеи бывают первого и второго сортов. Их выпускают двух марок: «Экстра» (В-107) и «Об» (обыкновенный). В клей марки «Об» медный купорос не вводят, казеин используют второго сорта. Применяют для внутренних работ.

Синтетические клеи (карбамидные, меламино- и мочевиноформальдегидные и др.) грибостойки и водо­стойки, обладают большой прочностью склеивания. Выпускают твердые, пастообразные, жидкие, порошко­образные. Применяют для наружных и внутренних работ.

Эпоксидные клеи состоят из полимера, растворителя (этиловый спирт в смеси с ацетоном) и пластификатора (дибутилфталат). Они универсальны — обладают высо­кой прочностью склеивания без всякого давления при запрессовке, но требуют тщательной подготовки склеи­ваемых поверхностей. При температуре воздуха 20 СС отвердевают за 24 ч, при 60 °С — за 4, а при 120 °С — за 2 ч. При их использовании следует выполнять реко­мендации, которые даны в упаковке или на ней.

При любом ремонте нельзя обойтись без грунтовки, шпатлевки и замазки, их всегда нужно иметь, как гово­рится, «под руками».

Грунтовки — это жидкие окрасочные составы, на­пример масляная краска разной густоты. Ими обычно покрывают шпатлеванные и другие поверхности, то есть наносят первый слой, который становится твердой осно­вой для последующих слоев покраски. Краску наносят на высохшую грунтовку.

Шпатлевки — тестообразные массы, приготовляемые на клею, олифе, лаках и др. Их наносят на проолифлен­ную поверхность для выравнивания всевозможных не­ровностей. Шпатлевки могут быть белые и цветные, в них вводят сухие или густотертые краски. Для луч­шего высыхания в шпатлевки добавляют быстровысы-хающие растворители и др.

Замазка представляет собой более густую массу, чем шпатлевка. Приготовляют в основном из олифы и сухо­го тонкосеяного мела.

Для отделочных работ применяют олифы, пигменты, краски, эмали, лаки и политуры, красители и потравы, растворители, разбавители, пластификаторы, сиккативы и  порозаполнители.  Из  них  чаще  используют олифы.

Натуральную олифу изготовляют из льняного или конопляного масла (до 95 %) с добавлением в процессе варки при температуре 275 °С марганцово-свинцово-кобальтового сиккатива. Применяют ее для изготовле­ния масляных красок и разведения до рабочей (маляр­ной) консистенции густотертых, а также для грунтовки кровли, дверей, переплетов, полов, наружных стен дере­вянных зданий и др.

Уплотненную олифу (оксоль) выпускают с содержа­нием масла и сиккатива не менее 55 %, а растворителя (уайт-спирита) — не более 45 %. Применяют ее для окрашивания внутренних поверхностей, за исключением полов.

Полимеризованная олифа (ИМС) заменяет нату­ральную. Применяют для внутренних и наружных работ.

Глифталевую олифу изготовляют из растительного масла, глицерина и растворителя (не более 50 %). Применяют для разведения густотертых красок, а так­же для внутренних и наружных работ по металлу, де­реву, штукатурке.

Пентафталевую олифу так же, как и глифталевую, изготовляют из алкиднои смолы, поэтому их называют алкидными.

Используют и другие разновидности олиф. Расфа­совывают олифы в мелкую тару, на которую наклеи­вают инструкцию по ее применению.

Пигменты — сухие строительные краски. Они пред­ставляют собой минеральные (естественные и искус­ственные) тонкие порошки. Обладают следующими свойствами: просеиваются через сито, имеющее 1482 от­верстия на 1 см2; не растворяются в воде, масле и дру­гих растворителях, через небольшой промежуток вре­мени оседают на дно; изменяют цвет под действием лучей солнца и при многократном увлажнении. Из пиг­ментов, смешанных с мелом, приготовляют различные водные (клеевые), известковые или другие окрасочные составы.

Масляные и эмалевые краски представляют собой смесь пигментов с олифой, полученную в результате перетирания на шаровых мельницах. Краски выпускают готовыми к употреблению или густотертые, которые до рабочей вязкости разводят олифой, иногда с добавле­нием сиккатива, скипидара или другого растворителя.

На упаковке с краской имеется инструкция, указы­вающая, для каких видов работ она предназначена, расход на 1 м2 и сроки высыхания.

Масляные краски приготовляют и в домашних усло­виях из пигментов и олифы.

Небольшое количество пигмента можно добавлять для подцветки в масляные краски, применяющиеся только для внутренних работ.

Эмалевые краски (эмали) изготовляют из пигментов и масляных лаков также путем длительного перети­рания. По сравнению с масляными красками они обла­дают хорошим глянцем. Эмали выпускают разных цве­тов, названий, для внутренних и наружных работ, а также для окрашивания дерева, металла и т. д.

Кроме масляных эмалей используют спиртовые, нитроцеллюлозные и др. Как правило, на каждой упа­ковке с эмалью имеется инструкция по ее приме­нению.

Лаки и политуры используют после основных отде­лочных работ, чтобы придать многим поверхностям изделий более красочный вид. Покрытые лаком масля­ные поверхности легче очищать от пыли, и они дольше служат.

Лаки и политуры представляют собой жидкие плен­кообразующие вещества в различных растворителях, способные оставлять после нанесения на поверхность твердое блестящее или матовое покрытие. Для их изготовления необходимы специальные растворители: спирт, олифа, масла и смолы.

Спиртовые лаки приготовляют из спирта и смол. Особенно широко применяют этиловый спирт и шелла­ковую смолу, часто с добавками канифоли. Эти лаки высыхают очень быстро.

Масляные лаки представляют собой раствор смол в маслах и в растворителях с добавкой сиккативов. Они высыхают за 48 ч и более. Для ускорения высы­хания в лаки добавляют не более 7... 10 % сиккативов от массы масла. Лаки бывают светлые и темные. Для покрытия  полов широко применяют лак  № 350.

Нитроцеллюлозные лаки (нитролаки) приготавли­вают из лакового колоксилина разных марок, смол и пластификаторов в смеси с летучими органическими растворителями. Они быстро высыхают, образуя доста­точно твердые и стойкие эластичные пленки, которые можно полировать. Эти лаки прозрачные холодного и горячего нанесения. Широко применяют для отделки различных столярных изделий, особенно мебели.

В завершающей отделке различных металлических и деревянных изделий пользуются следующими лаками: полиэфирными, полиуретановыми, перхлорвиниловыми и др.

Спиртовые политуры приготовляют из спирта и шел­лака нескольких цветов: № 13 — красно-малинового, № 16 — черно-синего. Применяют также идитовую по­литуру и нитрополитуры.

Красители и потравы применяют для изменения цвета древесины и придания ей определенного тона путем крашения или тонирования при изготовлении вставок, приставок или изделия нужного цвета.

Красители — красящие вещества, легко растворимые в воде, спирте, масле и во многих жидкостях. Обычно красители приготовляют 1...3 %-ной концентрации. Красители бывают естественные и искусственные.

Для их приготовления часто используют отвары опилок и стружек древесины темных цветов, кожуру лука, кору ольхи, ивы и др. Водные растворы красите­лей известны под названием ореховой морилки или бейца. Раствор приготовляют 10...40 %-ной концентра­ции, древесину окрашивают в коричневый цвет. Для придания древесине темных оттенков раствор наносят повторно. Эти красители обладают высокой светостой­костью.

Органические, так называемые анилиновые, краси­тели делятся на прямые, основные и кислотные. Пер­вые применяют в виде водных растворов, вторые — вод­ных или спиртовых, третьи — водных подкисленных. Прямые красители окрашивают древесину в тусклые тона, основные и кислотные — в яркие чистые цвета. При использовании последних цвета получаются доста­точно светостойкие. Основные красители рекомендуют­ся для древесины, богатой дубильными веществами или предварительно обработанной  раствором хромпика.

Для приготовления раствора из органических краси­телей требуется в зависимости от тона крашения 1...5 г красителя на 1 л воды.

Потравы — это различные соли, дубильные веще­ства, кислоты. Потравное крашение (или травление) отличается высокой светостойкостью. Железный купо­рос окрашивает древесину от серого до черного цвета, медный купорос, натриевый хромпик, калиевый хром­пик, хлорная медь — в желто-коричневый с разными оттенками. Нашатырный спирт придает древесине, со­держащей дубильные вещества, желто-коричневый цвет. Потравы применяют осторожно, растворяя их в горячей воде в стеклянной или фаянсовой посуде. В металли­ческой посуде они изменяют свои свойства.

Растворители представляют собой летучие жидкости (бензин, керосин, уайт-спирит, толуол и др.), способ­ные растворять смолы, масла, целлюлозу до рабочей вязкости. Применяют для разбавления готовых раство­ров. Например, растворитель 645 разбавляет нитролаки, нитроэмали и др.

Разбавители — это такие жидкости, которые чаще всего не растворяют смолы, масла и другие вещества, а делают их более жидкими. Их изготовляют разных марок: РКБ-1, РКБ-2 и др.

Пластификаторы — это не высыхающие жидкости (масла, эфиры, спирты и др.), а улетучивающиеся.

Сиккативы — жидкости, ускоряющие высыхание ма­сел и масляных красок. Их выпускают светлых и тем­ных тонов. Добавляют в масло или масляные составы от 2 до 5 % их массы. Излишки сиккативов снижают качество масел или красок.

Порозаполнители — это составы, наносимые на предварительно загрунтованную и незагрунтованную поверхность перед использованием прозрачных покрытий. Могут быть бесцветными или подкрашенными под цвет древесины. Их выпускают разных марок, КФ-1, КФ-2, ПМ-11, ЛК. Они включают в себя пленкообра-зователь и наполнитель, которые смешивают перед употреблением.

В качестве порозаполнителей используют также вос­ковые мастики, состоящие из различных компонентов, выраженных в весовых частях: пчелиного воска — 40, скипидара — 60 или парафина — 60 и бензина-раство­рителя — 40.

Для приготовления мастики на основе крахмала необходимы следующие материалы (в весовых частях): натуральная олифа, или оксоль, — 34, скипидар — 9, сиккатив — 3, крахмал — 54. Последний тщательно смешивают сначала со скипидаром, затем с сиккативом и олифой.

Чтобы сделать мастику, содержащую канифоль, нужны следующие материалы (в весовых частях): олифа-оксоль — 10, сиккатив — 2, скипидар — 3, кани­фоль — 15, тальк — 70. Канифоль плавят в водяной бане, вливают скипидар, сиккатив, затем олифу и после смешивания всыпают тальк. Полученный состав тща­тельно перемешивают.

Можно также приготовить мастику, состоящую из таких компонентов (в весовых частях): олифы — 60, скипидара — 30, охры — 30, умбры или другого сухого пигмента — 10. Олифу смешивают со скипидаром, а затем добавляют пигмент при тщательном перемеши­вании.